Определение слова «фидеизм»

Толковый словарь Ефремовой:

фидеизм м.
Мировоззрение, основанное на убеждении в превосходстве веры над разумом.

Толковый словарь Ушакова:

ФИДЕИ́ЗМ [дэ], фидеизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. fides — вера) (филос.). Идеалистическое реакционное философское учение, ставящее веру на место знания. «Энгельс показал Дюрингу, что отрицание объективной реальности времени и пространства теоретически есть философская путаница, практически есть капитуляция или беспомощность перед фидеизмом.» Ленин ("Материализм и эмпириокритицизм").

Большой энциклопедический словарь:

ФИДЕИЗМ (от лат. fides — вера) — религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом. Характерен для теистических религий.

Большой словарь иностранных слов:

[дэ], фидеизма, мн. нет, м. [от латин. fides – вера] (филос.). Идеалистическое реакционное философское учение, ставящее веру на место знания.

Толковый словарь Кузнецова:

фидеизм
ФИДЕИЗМ -а; м. [франц. fidisme от лат. fides — вера] Религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом.
Фидеистический (см.).

Малый академический словарь:

фидеизм
-а, м.
Религиозное мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом, характерное для теистических религий.
[франц. fidisme от лат. fides — вера]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
фидеизм, -а

Толковый словарь Ожегова:

ФИДЕИЗМ [дэ], а, м. Религиозное учение, ставящее веру над разумом.
| прил. фидеистический, ая, ое. Фидеистические взгляды.

Новая философская энциклопедия:

ФИДЕИЗМ (франц. fidisme, от лат. fides – вера)направление философской мысли, утверждающее примат религиозной веры над разумом. Приверженцы фидеизма исходят из того, что процесс познания мира не может осуществляться только в рамках науки и философии, но обязательно должен дополняться религиозной верой. Фидеизм в его вульгарной форме утверждает, что истина полностью дана в Откровении [ОТКРОВЕНИЕ], после которого человек не нуждается в научном и философском познании истины. По мнению фидеистов, изучение природы и общества показывает ограниченность и абсолютную относительность человеческого знания и подтверждает основные посылки религиозной веры. Так, бесконечность познания мира и относительный характер современного научного знания для христианских мистиков – аргумент в пользу принципиальной ограниченности науки. Без освящающего человеческий разум Откровения человек вообще не способен познать истину, ибо, прежде чем он начал мыслить, Бог через Откровение снабдил его целым комплексом идей – содержанием человеческого мышления. Подобную схему фидеисты применяют и к понятию религиозной веры.
Согласно фидеистам, любые суждения, выработанные на основе религиозной веры, являются лишь символами этой веры, обретаемой до всяких ее понятийных формулировок, теологической рефлексии и исторической обусловленности. Против вульгарного фидеистского противопоставления знания и веры было направлено учение Фомы Аквинского об их гармонии. Согласно Аквинату, наука и философия относительно самостоятельны по отношению к теологии. Философия и теология имеют каждая свой предмет исследования, свои принципы и методы. Вера не должна претендовать на обладание областью знаний о мире. Наука о мире, включая и философию – науку о сущности бытия, строит свои доказательства, опираясь не на высший авторитет, а на разум, поэтому философские проблемы не могут быть разрешены непосредственно теологическими аргументами. В свою очередь философия не вправе стремиться к тому, чтобы постичь все и на место божественной веры поставить истины разума.
Признавая относительную самостоятельность науки и философии по отношению к вере, неотомисты в то же время разработали систему рационального обоснования веры. Отвергая фидеизм в его грубой форме, они утверждают, что разум может и должен выполнять служебную роль по отношению к религиозной вере; вовсе не обязательно принижать разум, чтобы освободить место вере, т.к. разум может дать основу для принятия этой веры и даже возвыситься до познания Бога. Идея примата веры над разумом в той или иной мере пронизывает протестантскую и православную гносеологию. Основатель немецкого протестантизма [ПРОТЕСТАНТИЗМ] М.Лютер, желая освободить христианство от схоластического рационализма и утвердить веру непосредственно как дар Божий, выступил против любых попыток использовать разум для обоснования веры. Критикуя католических схоластов, сделавших философию служанкой богословия, Лютер вообще вынес разум за пределы религиозной веры. В православной философии с ее сильными мистическими и иррационалистическими тенденциями в течение столетий единственными средствами познания божественной истины признавались молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение (Григорий Палама [ГРИГОРИЙ ПАЛАМА], Григорий Синаит [ГРИГОРИЙ СИНАИТ]и др.). Позднее в «метафизике всеединства» B.C.Соловьева православная гносеология проявилась как «цельное знание», представляющее собой взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) познания. Однако цельное знание, по мнению Соловьева, предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала; при этом эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю сторону явлений, а рациональное – особенности самого мышления. Истина же, или сущее, не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается в конечном счете мистическим путем.
Под фидеизмом понимается также течение в католицизме, возникшее под названием традиционализма в сер. 19 в. как реакция на рационализм Просвещения. Католический традиционализм в качестве разновидности фидеизма считает источником всякого знания непосредственно Откровение Бога людям, передаваемое в непрерывной традиции. Хотя многие положения католического традиционализма 19 в. шли в русле ортодоксального католицизма, он был осужден на I Ватиканском соборе (1869–70) из-за его глубокого недоверия к человеческому разуму. Фидеизм в форме католического традиционализма был распространен гл.о. во Франции и Бельгии, его видные представители – Л. де Бональд (1754–1840) и Ф.Р.де Ламенне (1782–1854). В настоящее время термин «фидеизм» в большинстве случаев имеет отрицательный смысл, под ним понимается враждебное отношение к разуму и науке.
Ф.Г.Овсиенко

Социологический словарь:

ФИДЕИЗМ (от лат. fides — вера) — англ. fideism; нем. Fideismus. Утверждение приоритета веры над разумом, "божественного откровения" над рациональными способами освоения действительности.

Грамматический словарь Зализняка:

Фидеизм, фидеизмы, фидеизма, фидеизмов, фидеизму, фидеизмам, фидеизм, фидеизмы, фидеизмом, фидеизмами, фидеизме, фидеизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru