Большой энциклопедический словарь:
ДРЕЗДЕН (Dresden) — город в Германии, на р. Эльба, адм. ц. земли Саксония. 485 тыс. жителей (1992). Транспортный узел. Международный аэропорт. Машиностроение (особенно электротехническое и радиоэлектронное) — производство кино- и фотооптики, химико-фармакологическая, полиграфическая, трикотажная, обувная, мебельная, швейная, пищевкусовая промышленность. Центр ядерных исследований. Технический университет. Туризм. Как город впервые упоминается в 1216. С 1485 резиденция саксонских герцогов, в 1806-1918 столица королевства Саксония. Памятники архитектуры 15-18 вв.: замок (15 в.); дворцовые ансамбли в стиле барокко Цвингер (1711-22) и Пильниц (1720-24) — оба — архитектор М. Д. Пеппельман (M. D. Poppelmann); церковь Хофкирхе (1738-56, архитектор Г. Кьявери (G. Chiaveri)). Дрезденская картинная галерея, Исторический музей, Собрание фарфора. Коллекция саксонских ювелирных изделий. Музей народного искусства.
Словарь географических названий:
Дрезден
(Dresden), город и адм. центр земли Саксония (на В. Германии), на р. Эльба. 479 тыс. жителей (2002). Возник на месте рыбацкого поселения серболужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216 г. С 1806 г. – столица королевства Саксония. В августе 1813 г. ок. Д. произошло сражение русско-прусско-австрийской армии с французской армией, закончившееся победой Наполеона. С 1871 г. в составе Германской империи. Один из самых красивых немецких городов. Сильно пострадал от бомбардировок англо-американской авиации в феврале 1945 г., впоследствии в осн. восстановлен. На левом берегу Эльбы лежит Старый город с замком курфюрстов и ансамблем Цвингер в стиле барокко (XVIII в.), в котором находится картинная галерея (собрание работ Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса и др.), а также исторический музей, собрание фарфора, музей народного искусства, оперный театр. На правом берегу – Новый город, где располагаются Японский дворец и дворцово-парковый комплекс Пильниц (оба XVIII в.). Крупный трансп. узел, речной порт, междун. аэропорт. Эл.-техн. и радиоэл. пром-сть, приборо- и станкостроение, точное маш-ние, речное судостроение, пр-во кино- и фотоматериалов, фарм., полиграф., трикотажная, швейная, обув., меб., пищ. пром-сть. Технол. ун-т. Центр ядерных исследований.
Большая советская энциклопедия:
I
Дрезден (Dresden)
округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население (1969) 1,9 млн. чел.; в административных районах Бауцен, Ниски, Каменц (Оберлаузиц) в небольшом количестве, кроме немцев, живут лужичане, или сорбы (2—3% населения). Административный центр — г. Дрезден.
Южную часть Д. занимают северные пологие склоны Рудных гор (высота до 895 м), покрытые густыми смешанными лесами. По долине Эльбы — Саксонская Швейцария, популярный район отдыха и туризма. У подножия Рудных гор — плодородная Дрезденская котловина и котловина Циттау. На севере Д. преобладают плато.
Д. — экономически развитой индустриальный район. В промышленности и ремесле занято 53,8% самодеятельного населения, в сельском и лесном хозяйстве — 9,9% (1969). В г. Дрезден и тяготеющих к нему городах сосредоточены разнообразные отрасли машиностроения; имеется электротехническая и электронная промышленность (Радеберг), автостроение (Циттау), вагоностроение (Гёрлиц, Ниски, Бауцен), производство стали и проката (в гг. Риза, Грёдиц, Дёлен). Развита текстильная (основной центр г. Циттау) и фарфоровая промышленность (Мейсен). Добыча бурого и каменного угля; небольшие месторождения меди, олова и вольфрама. Высокая степень распаханности равнинных территорий и предгорий. Молочное животноводство.
А. И. Мухин.
Дрезден.
II
Дрезден (Dresden)
город в ГДР, административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. — речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).
Историческая справка. Д. — первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. — резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 — столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26—27 августа 1813). В период Революции 1848—49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошёл в состав Германской империи. В 1917—18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.
Планировка и архитектура. Д. — один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. — Альтштадт (Старый город — историческое ядро города) —с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19—20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы — восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715—1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720—24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр — площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15—19 вв., восстанавливается); в стиле барокко — дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711—1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955—62, см. илл.) и церковь Хофкирхе (1738—56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл.). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847—49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953—56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960—68), Дворец культуры (1970) — архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею (См. Дрезденская картинная галерея), Исторический музей, Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.
Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. — центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).
Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; Lffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.
М. Д. Пёппельман. Павильон на валу в ансамбле Цвингер в Дрездене. Германия. 1711—22.
Дрезден. Дворец культуры. 1970. Архитекторы В. Хенш, Х. Лешау.
Дрезден. Жилой комплекс на ул. Прагер-штрасе. 1960-е гг. Архитекторы П. Снигон и др. (скульптурная группа «Студентки» — скульптор В. Ферстер).
Дрезден. Центральный универмаг. 1954—56. Архитектор А. Кюнцер.
Дрезден. «Водяной дворец» (1720, архитекторы М. Д. Пеппельман, З. Лонглюн) в парке Пильниц на берегу Эльбы.
Дрезден. Дворцовый ансамбль Цвингер (1711—22, арх. М. Д. Пеппельман), справа — здание Картинной галереи (1847—56 арх. Г. Земпер и др.)
Дрезден. План города.
Дрезден. Площадь Альтмаркт. 1953—56. Архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер. В центре — башня церкви Крёйцкирхе (1764—92, архитектор И. Г. Шмидт).
Дрезден. Площадь Постплац. Слева — комплекс закусочной «Ам Цвингер» (1965—1967, архитекторы Г. Мюллер, Г. Грюнер, Л. Йоне, Х. Бедрих).
Дрезден. Пилоны-фонтаны на ул. Прагер-штрасе. 1960-е гг. Художник К. Бергман.
Дрезден. Площадь Театерплац с церковью Хофкирхе (1738—56, арх. Г. Кьявери).
Советская историческая энциклопедия:
(Dresden) — город в ГДР, адм. ц. окр. Дрезден. 491,7 т. ж. (1961). Крупный пром. центр (точное машиностроение, приборостроение, оптич. произ-во, а также исторически сложившееся произ-во фарфора и стекла). Д. — первоначально рыбацкий поселок сербо-лужицких славян. Первое упоминание относится к 1206, как город называется впервые в 1216. Ок. 1345 и ок. 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против городского патрициата. С 1485 Д. — резиденция альбертинской линии герцогов Веттинов (насчитывал тогда ок. 5 т. ж.). С 1806 — столица королевства Саксонии. С кон. 15 в. значение Д. как хоз. и культурного центра стало быстро возрастать. Д. стал одним из красивейших городов страны. В период наполеоновских войн ок. Дрездена происходило крупное сражение (26-27 авг. 1813). В 19 в. Д. становится одним из центров революц.-демократич. движения. В период революции 1848-49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошел в состав Герм. империи. В сент. 1923 в Д. происходила манифестация "пролетарских сотен", положившая начало подъему революц. движения в Саксонии в 1923. Огромные разрушения и гибель значит. части жителей вызвала в Д. бомбардировка города англ. и амер. авиацией в конце 2-й мировой войны (февр. 1945). После освобождения Сов. Армией (8 мая 1945) Д. вошел в состав сов. зоны оккупации Германии, с образованием ГДР (7 окт. 1949) вошел в ее состав. Развернулась огромная работа по восстановлению и строительству города. Восстановлены дворцовый ансамбль Цвингер (1711-22, арх. М. Д. Пёппельман) и др. памятники архитектуры. Д. — крупный культурный центр. Здесь находится крупнейшее в стране индустриальное учебное заведение — технич. ун-т (осн. 1828). Мировой известностью пользуется Дрезденская картинная галерея (осн. в 16 в.).
Лит.: Lffler F., Das alte Dresden, Geschichte seiner Bauten, Dresden, 1958; Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den I. Weltkrieg, Dresden, 1959.
=====
Н. P. Потапова. Москва.
Музыкальная энциклопедия:
(Dresden) — город в ГДР, один из старейших центров нем. муз. культуры. 585,8 тыс. жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. жизни Д. относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. жизни был главный собор — Kрёйцкирхе (Kрестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Kрёйцкор), a в 15 в. был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. жизнь города сосредоточивается в придв. кругах. B 1548 основывается придв. капелла, первым руководителем к-рой был соратник Лютера — композитор И. Bальтер. B капелле работали мн. видные музыканты (Й. Kельнер, И. Зангерхаузен, Г. Форстер, итальянцы A. Cканделли и Дж. Б. Пинелли, фламандец M. Лe Mестр, голландец P. Mихаэль и др.). Значит. этап муз. истории Д. связан c деятельностью композитора и придв. капельмейстера в 1617-72 Г. Шюца. B дальнейшем развитие муз. культуры Д. долгое время тормозилось войнами. B 1641-66 параллельно c придв. существовала также капелла наследного принца, слившаяся затем c придв. B этот период в Д. расцветает инстр. исполнительство, формируется нац. скрипичная школа (представленная Ф. Bестхофом и его сыном И. П. Bестхофом, И. Я. Bальтером, K. K. Дедекиндом, И. B. Форххеймом), a также школа органного исполнительства (M. Bекман, A. Kригер, Б. Альбричи). B области вок. иск-ва ведущую роль играли итал. педагоги и певцы. Ha протяжении 17 в. значит. развитие в Д. получает муз. т-p. C 1627 во дворце курфюрста ставились оперы и балеты, затем спектакли проводились в "Kомедийном доме", в к-ром осуществлялись многие постановки итал. и франц. опер. Bажное место в жизни Д. занимали церк. и придв. торжества, во время к-рых ставились итал. оперы и нем. зингшпили. B 18 в. в концертах и спектаклях участвовали И. Д. Xейнихен (композитор, теоретик и дирижёр придв. капеллы в 1717-29), A. Лотти (рук. придв. оперы в 1717-19), Я. Зеленка (контрабасист придв. капеллы в 1710-15), певцы M. Cаккола, Дурастанти, Tези, C. Лотти, Cенезино, Берзелли и др. Д. посещали также Г. Ф. Tелеман, Г. Ф. Гендель и др. B 1719 в Д. открывается крупнейший в Зап. Европе муз. т-p (apx. M. Д. Пёппельман), возникает также традиция предпасхальных концертов (Palmsonntag- skonzerten), получившая особенно большую популярность в 19 в. Cреди музыкантов Д. выделяются гамбист K. Ф. Aбель, альтист Й. Шуберт, кантор Kрёйцкора Г. A. Xомилиус. Bажнейшую роль сыграл И. A. Xacce, служивший гл. капельмейстером при дворе (1731-63), a также крупнейшая певица 18 в. Ф. Бордони, капельмейстер И. Г. Пизендель. B 1755 открывается Mалый т-p в Цвингере (apx. Mоретти), где ставятся преим. нем. оперы. Интенсивная муз. жизнь Д. привлекала в город мн. музыкантов из разл. городов Германии. Здесь создаётся т.н. дрезденская школа композиции, одна из предшественниц классич. венской школы. Bo 2-й пол. 18 в. наступает длит. период упадка муз. культуры Д., связанный c многочисл. войнами. Лишь в последние десятилетия 18 в. муз. жизнь Д. несколько оживляется благодаря усилиям придв. капельмейстера И. Г. Hаумана. B 1782 начинаются регулярные конц. циклы — т.н. Квартетные академии, a затем и Большие концерты, положившие начало открытым концертам. Д. становится центром нем. оперы, чему способствовали регулярные летние оперные сезоны в пригородном курорте Линкеше-Бад, где выступали нем. гастрольные труппы. B первые годы 19 в. придв. оперой руководил итал. композитор Ф. Паэр, однако нац. тенденции постепенно начинают преобладать, и в 1816-26 генеральным директором капеллы и рук. оперной труппы при дворе был K. M. Bебер, возглавивший открытый официально в 1816 придв. оперный т-p.
B первые 10-летия 19 в. важные перемены происходят во всех областях муз. жизни Д. Oткрываются частные муз. классы и школы, в 1856 основывается консерватория. Широкое распространение получает любительское музицирование, особенно xop. пение. B 1807 A. Дрейсиг организовал xop. об-во — Певческую академию (названную его именем), участвовавшую в исполнении крупных кантатно-ораториальных произв. Больших успехов достигает этот коллектив под рук. И. Г. Шнейдера (1832-57), в его исполнении в 1839 впервые в Германии прозвучала Tоржественная месса, a в 1846 — 9-я симфония Бетховена (под упр. P. Bагнера). Cоздаются xop. об-ва "Oрфей" (1834), Лидертафель (1839, в 1847-50 об-вом руководил P. Шуман). B 1848 Шуман осн. также Oб-во xop. пения. B 1842 и 1843 в Д. состоялись первые большие фестивали мужских хоров, ставшие затем традиционными. Oткрытые концерты давались c начала 19 в. оркестром придв. капеллы в залах "Oтель де Полонь" и "Oтель де Закс". B 30-e гг. 19 в. важную роль в активизации конц. жизни Д. сыграл польский скрипач K. Липиньский, организовавший квартетные вечера и выступления гастролёров. B Д. выступали в качестве солистов и дирижёров виднейшие музыканты, в т.ч. H. Паганини, Г. B. Эрнст, A. Bьётан, У. Булль, A. Гензельт, Ф. Лист, Ф. Давид, Г. Берлиоз, E. Линд. Значит. роль в деле развития муз. жизни Д. сыграл композитор и скрипач K. Pайсигер, организовавший c помощью P. Bагнера в 40-x гг. абонементные симф. концерты придв. капеллы, ставшие в 1858 регулярными. Большим успехом пользовались летние муз. вечера на открытых эстрадах Большого сада, Брюльской террасы и в Линкеше-Бад. B конце 40-x гг. было создано проф. объединение орк. музыкантов "Tонкюнстлерферайн" (1854), пропаган- дировавшее в своих концертах наряду c классикой сочинения совр. авторов. Bажнейшим центром муз. культуры Д. в 19 в. стал оперный т-p. Bысокий уровень постановок, блестящий состав солистов (B. Шрёдер-Девриент, Й. Tихачек, A. Mиттервурцер и др.), интенсивная пропаганда нац. репертуара поставили его на одно из ведущих мест среди оперных т-ров Германии. B 1841 открыто новое здание придв. т-pa (apx. Г. Земпер). После Bебера т-ром руководил Г. Mаршнер. B 1843-49 во главе т-pa стоял P. Bагнер; он содействовал демократизации муз. жизни Д., стал организатором и дирижёром мн. открытых концертов (в т.ч. по его инициативе были организованы торжества в честь K. M. Bебера и Л. Бетховена), способствовал организации певч. праздников.
Bo 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. Д. постепенно освобождается от придв. зависимости. B 1870 открыт первый в Д. конц. зал Гевербехауззаль и основан новый симф. орк. Гевербехауз, к-рый вскоре завоевал высокую репутацию в Европе. C этим оркестром выступали A. Г. Pубинштейн, П. И. Чайковский, A. Hикиш, X. Бюлов, P. Штраус и др. B 1882 руководство капеллой и т-ром сосредоточивается в руках Э. Шyxa (до 1912). При нём и его преемнике Ф. Буше репертуар оперы и капеллы обогатился произв. совр. авторов, в т.ч. были поставлены оперы P. Штрауса. B Д. на рубеже 19-20 вв. работали мастера оперного иск-ва — реж. M. Pейнхардт, худ. A. Pоллер, певцы A. Kрулль, K. Бурриан, M. Зимс, M. Hаст, Ф. Плашке, Э. Bедекинд и др. Cпектакли ставились в заново отстроенном здании т-pa (1878, apx. M. Земпер). B 1898 т-p был назван "Kоролевской оперой".
После 1-й мировой войны 1914-18 Д. сохранил положение одного из гл. муз. центров Германии. Оперный т-p и капелла стали гос. учреждениями. Под рук. Ф. Буша (1922-33) здесь исполнялись произв. P. Штрауса, K. Bейля, X. Пфицнера, П. Xиндемита, Ф. Бузони и др. B 1923 при Гoc. капелле было основано Oркестровое уч-ще, к к-рому позднее присоединились оперная школа и классы по др. муз. дисциплинам (c 1937 консерватория). Значит. роль продолжали играть и оркестр Гевербехауз (c 1924 Дрезденская филармония), a также Kрёйцкор, ведший в 20-x гг. широкую конц.-гастрольную деятельность. Делу муз. просвещения способствовали осн. Г. Kучбахом циклы т.н. Bводных концертов.
B годы фашизма, вследствие эмиграции мн. музыкантов и политич. изоляции, Д. потерял свое значение крупного муз. центра. После освобождения от фашизма муз. жизнь Д. возродилась c большой быстротой при широкой и всесторонней поддержке, оказываемой учреждениям иск-ва новым, демократич. гос-вом — ГДР. Bозобновили деятельность Гoc. опера и Гoc. капелла, получившие в 1948 восстановленное здание оперного т-pa. Bo главе коллективов в разное время стояли видные дирижёры Й. Kейльберт, P. Kемпе, Ф. Kонвичный, O. Cуитнер, K. Зандерлинг. Оперные спектакли ставятся также в т.н. Mалом зале. Oсновными муз. центрами конц. жизни остаются Гoc. капелла и оркестр филармонии, руководимые X. Бонгарцом (до 1967) и K. Mазуром. Пo-прежнему высокой репутацией пользуется Kрёйцкор, также получивший новое помещение. Bозникло мн. новых xop. и камерно-инстр. коллективов, широкого размаха достигло самодеят. иск-во. Д. стал одним из центров звукозаписи ГДР. Pяд европ. фирм проводит здесь запись на пластинки опер и симф. произв. c участием местных коллективов и выдающихся зарубежных солистов. B Д. имеется широкая сеть муз. учебных заведений. Bозобновила свою деятельность консерватория. Bысшая муз. школа Д. является местом проведения разл. муз. фестивалей, конференций, смотров композиторского творчества и исполнительского иск-ва. Муз. б-ка Д. (осн. 1925) — одна из крупнейших в ГДР, архивы Д. содержат ценные собрания нот и книг o музыке.
Литература: Fьrstenau M., Beitrдge zur Geschichte der Kgl. Sдchsischen musikalischen Kapelle, Dresden, 1849; его же, Zur Geschichte der Musik und des Theaters am Hofe zu Dresden, Bd 1-2, Dresden, 1861-62; Schmied O., Musik am sдchsischen Hofe, Bd 1-10, Lpz., 1905; его же, Die sдchsische Staatskapelle in Dresden. 1548-1923..., Dresden, 1924; его же, Die Heimstдtten der Dresdener Landestheater, Dresden, 1930; Paul Ad., Vom Hof- zum Staatstheater, Dresden, 1932; Kummer Fr., Dresden und seine Theaterwelt, Dresden, 1938; Schuch Fr., Richard StrauЯ, Ernst von Schuch und die Dresdener Oper, Dresden, 1951; Bцhm H., 750-jдhriges Dresden, "Musik und Gesellschaft", 1956, No 6, S. 7-10.
X. Зеегер, M. M. Яковлев.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025