Определение слова «БЕЛЛ»

Большой энциклопедический словарь:

БЕЛЛ (Bell) Александер Грейам (1847-1922) — один из изобретателей телефона. По происхождению шотландец. С 1871 в США. В 1876 получил патент на первый практически пригодный телефон.
БЕЛЛ (Bell) Чарлз (1774-1842) — шотландский анатом, физиолог и хирург. Труды по анатомии и физиологии нервной системы. В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга (Белла-Мажанди закон). Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются кверху (феномен Белла).

Большая советская энциклопедия:

I
(Bell)
Александер Грейам (3.3.1847, Эдинбург, Шотландия, — 2.8.1922, Баддек, провинция Новая Шотландия, Канада), один из изобретателей телефона. Окончил Эдинбургский и Лондонский университеты. В 1870 семья Б. переехала в Брантфорд (провинция Онтарио, Канада). В 1872 Б. открыл в Бостоне учебное заведение по подготовке преподавателей для школ глухих. С 1873 профессор физиологии органов речи Бостонского университета (США). В 1876 получил в США патент на изобретённый им телефон, а в 1877 — дополнительный патент на мембрану и арматуру. В 1884—86 совместно с другими опубликовал работы и получил патенты в области записи и воспроизведения звука. С 1898 член правления Смитсоновского института в Бостоне.
II
(Bell)
Джон (1691, Энтермони, Шотландия, — 1.7.1780, там же), мемуарист. В 1714—47 на русской службе. Оставил записки (изданы в Глазго в 1763) о путешествиях через Россию в Иран, Китай, Турцию, содержащие много этнографических сведений и данных о городах России.
Соч.: Белевы путешествия через Россию в разные асиятские земли, ч. 1—3, СПБ, 1776.
III
(Bell)
Исаак Лотиан (15.2.1816 — 20.12.1904), английский металлург, член Лондонского королевского общества (1874). Был владельцем железоделательного завода в Кливленде (Англия), где провёл ряд исследований, имевших большое значение для создания теории доменного процесса. Опубликовал подробный расчёт теплового баланса доменной плавки (1869), в котором были устранены ошибки первого составителя такого баланса А. де Ватера. Среди многих печатных трудов Б. по чёрной металлургии наибольшее значение имеют «Основы производства чугуна и стали» (1884).
Соч.: Principles of the manufacture of iron and steel..., L., 1844.
IV
(Bell)
Чарлз (ноябрь 1774, Эдинбург, — 28.4.1842, Халлоу-Парк, близ Вустера), шотландский анатом, физиолог и хирург. Профессор Эдинбургского университета с 1836. Автор ряда исследований по анатомии и физиологии нервной системы, а также 2-томного руководства по хирургии. Впервые установил (1811), что передние корешки спинномозговых нервов содержат двигательные волокна, а задние — чувствительные. Опубликованные им экспериментальные данные легли в основу так называемого БеллаМажанди закона.
Соч.: An idea of a new anatomy of the brain, L., 1811.
Лит.: Pichot A., Vie et travaux de Sir Charles Bell, P., 1859.

Словарь по культурологии:

Дэниел Белл (Bell) (р. 1919)
амер. политолог, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью-Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун-те. В 1940-60 занимался в основном журналистикой, одновременно преподавал социальную науку в колледже Чикаг. ун-та (1945-48), читал лекции по социологии в Колумбийском ун-те (1952-56). В этот период Б. написал более 400 статей, посвященных в основном политике, проблемам экономики, изменениям в классовой и проф. структуре об-ва, усилению влияния крупного капитала и расширению функций гос. управления. Ряд эссе были объединены в книге “Конец идеологии” (1960), рассматривающей социальные изменения в Америке 50-х гг. В ней он выступил как один из основателей концепции деидеологизации, к-рую обосновывал затуханием социальных конфликтов и возникновением в рамках зрелого индустриального об-ва общенац. согласия интересов, а также сотрудничеством интеллигенции с институтами экон., полит. и гос. власти. В 70-х гг. под впечатлением движения новых левых Б. признал, что его предсказания “конца идеологии” не оправдались, и подчеркнул социальную значимость идеологии, особенно религии. Первый период ознаменовался переходом Б. от проблем социализма к социологии. Второй период своей жизни Б. посвятил академич. карьере: в 1959-69 он — проф. социологии Колумбийского ун-та, с 1969 — Гарвардского. Его гл. интерес в этот период состоял в переработке социол. теории.
Б. решительно отказывается от господствующего в совр. социальных науках воззрения на об-во как на целостную систему отношений. Для него неприемлемо ни марксистское понимание целостности обществ, системы на основе технико-экон. детерминизма, ни функционалистское (от Дюркгейма до Парсонса) — на основе господствующих ценностей. С его т.зр., об-во состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры (прежде всего технико-экон.), полит. системы и культуры. Эти сферы управляются разл. и противоречащими друг Другу “осевыми принципами”: экономика — эффективностью, полит. система — принципом равенства, культура — принципом самореализации личности. Для совр. капитализма, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий и социальных конфликтов в зап. об-ве последних полутора столетий.
Во вт. пол. 60-х гг. Б. наряду с рядом ведущих зап. социологов занимался разработкой теории постиндустриального об-ва, для к-рого характерны преобладание занятости в разл. сферах обслуживания и духовного производства, переориентация экономики и культуры на удовлетворение преимущественно культурных потребностей, новый принцип управления (меритократия), позволяющий устранить бюрократию и технократию (благодаря избранию на руководящие посты лиц в зависимости от их заслуг и способностей), а также изменить классовую структуру об-ва в целом. В книге “Становление постиндустриального об-ва” (1973) Б. обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы.
В следующей своей книге “Противоречия капитализма в сфере культуры” (1976) Б. обратился к процессам, происходящим в области культуры и полит. жизни. Культуру он понимает как сферу, в к-рой осуществляется уяснение и выражение значения человеч. существования в образных формах — в живописи, поэзии, лит-ре, религии. По своему содержанию культура имеет дело с экзистенциальными ситуациями смерти, трагедии, долга, любви и т.п. Культура изменяется иначе, чем технико-экон. сфера. Ей чужды поступат., линейные изменения, новое не сменяет старое (как это происходит в области техн. прогресса), а происходит расширение содержания того культурного хранилища, к-рым располагает человечество.
Б. стремится показать, что у совр. капиталистич. экономики и у авангардизма, как преобладающей формы культуры, общим истоком является отрицание прошлого, динамизм, стремление к новизне. Однако этим сферам об-ва свойственны разные “осевые принципы” (в технико-экон. сфере личность сегментируется на выполняемые ею “роли”, а в культуре упор делается на формирование цельной личности), что приводит к острому конфликту между экон. системой капитализма и его модернистской культурой. К тому же бюрократич. система в экономике приходит в столкновение с принципами равенства и демократии в политике. Налицо противоречия в фундаментальных структурах совр. об-ва: помимо них каждой сфере об-ва присущи свои собств. противоречия.
В эссе “Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии” (1980) Б. указывает на несостоятельность утверждений просветителей к. 18—сер. 19 в. об исчезновении религии в 20 в. и подвергает критике понимание секуляризации в совр. социологии. Исходя из своей методол. посылки (“изменения в сфере культуры происходят совершенно иначе и развиваются совершенно иным путем, чем в социальной сфере”), Б. упрекает социологов в том, что они рассматривают секуляризацию в качестве целостного процесса, тогда как следует различать в нем две стороны: изменение институтов (церкви) и изменение идей (религ. доктрин). Говоря о необходимости рассматривать изменения религии на двух уровнях — социальной структуры и культуры, Б. фактически приходит к выводу о системном, разноплановом строении религии как социального явления. Он предлагает применять понятие “секуляризация” только к изменению институтов (уменьшению влияния церкви), а в отношении изменения идей использовать понятие “профанация”. Т.о., изменение религии на социальном уровне описывается понятиями “сакральное и секулярное”, а на культурном уровне — “святое и профанное”.
В сб. эссе 1980 “Извилистый путь” и “Социол. путешествия” Б. анализировал также проблему взаимоотношений неконформистской личности с социальными институтами совр. об-ва.
Свои социально-полит. воззрения Б. неоднократно резко менял. В 1932 в 13-летнем возрасте он вступил в ряды Молодежного социалистич. движения, в к. 30-40-х гг. принимал активное участие в леворадикальном движении, увлекался “оппортунистич.” версией марксистского социализма, распространенного тогда в США, был сотрудником и одним из издателей журнала “New Leader” (1941-45), а затем “Fortune” (1948-58), написал монографию “Марксистский социализм в Соединенных Штатах” (1952). В нач. 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма, сделался сторонником проведения обширных социальных реформ (в 1965 возглавил Комиссию 2000 года при Амер. академии искусств и наук), стал признанным теоретиком неолиберализма. В сер. 70-х гг. Б. примыкает к неоконсерватизму, а редактируемый им вместе с И. Кристолом журнал “The Public Interest” становится ведущим органом этого движения. В пер. пол. 80-х гг. Б. получает признание в качестве наиболее видного идеолога амер. неоконсерватизма. В последние годы Б. призывает к укреплению полит. устоев в духе либерализма, осуждая крайности “консервативного мятежа” против современности.
Соч.: The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973; The Cultural Contradiction of Capitalism. N.Y., 1976; Sociological Journeys: Essays 1960-80. L., 1980; The Social Sciences since the Second World War. New Brunswick; L., 1982; The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the fifties. Camb.; L., 1988; Третья технологич. революция и ее возможные социоэкон. последствия: Реферат. М., 1990.
Лит.: Вольфсон Л.Ф. Теория постиндустриального об-ва Дэниела Белла: Обзор. М., 1975; Liebowitz N. Daniel Bell and the Agony of Modern Liberalism. Westport; L., 1985.
Е.Г. Балагушкин.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

(Bell), Джон (1691-1780) — мемуарист. По национальности шотландец. В 1714-47 — на рус. службе. Оставил записки (изд. в Глазго в 1763) о путешествиях через Россию в Иран, Китай, Турцию, содержащие много этнографич. сведений и данных о городах России. Заслуживает внимания положит. оценка прогрессивной деятельности Петра I.
=====
Соч.: Белевы путешествия через Россию в разные асиятские земли, ч. 1-3, СПБ, 1776.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Белл, -а: закон БеллаМажанди

Новая философская энциклопедия:

БЕЛЛ (Bell) Даниел (род. 10 мая 1919, Нью-Йорк)американский политолог, социолог, экономист. Родился в еврейской семье, эмигрировавшей в США из польского города Белосток. После окончания Городского колледжа Нью-Йорка в 1938 поступил в аспирантуру Колумбийского университета. В 40–50-е гг. Белл занимался в основном политической и экономической журналистикой. В 1964 совместно с И.Кристолом основал журнал «The Public Interest», посвященный главным образом научным исследованиям и дискуссиям по проблемам внутренней политики. Преподавал с 1945 сначала в Чикагском, затем в Колумбийском университетах, где получил степень доктора и звание профессора, с 1969 в Гарвардском университете. В 1964–66 Белл был членом Президентской комиссии по технике, автоматизации и экономическому прогрессу; в 80-е гг. – член Президентской комиссии по внутренним делам, где возглавлял Комитет по энергии и ресурсам.
Белл – автор и редактор 16 книг и более 1000 научных статей по социологии, экономике, футурологии и текущим политическим проблемам. Среди его основных работ следует отметить «Конец идеологии» (The End of Ideology. N.Y., 1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1973) и «Культурные противоречия капитализма» (The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976).
Белл известен прежде всего как автор теории постиндустриального общества [ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО]. В истории человечества Белл выделил три основные эпохи: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Каждая из них характеризуется такими параметрами, как основной производственный ресурс (соответственно сырье, энергия или информация); основной социальный принцип (приверженность традиции, экономический рост или кодификация теоретического знания); основной сектор общественного производства (первичный, вторичный или третичный); основные методы познания социальной действительности. Доиндустриальное общество является в основном добывающим, базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов вплоть до природного газа или нефти. Индустриальное общество [ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО]имеет прежде всего производящий характер, оно использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальное общество является обрабатывающим, для него характерен обмен информацией и знаниями при помощи телекоммуникации и компьютеров.
Развитие науки Белл считает основным признаком постиндустриального общества: «корни постиндустриального общества лежат в беспрецедентном влиянии науки на производство» (Грядущее постиндустриальное общество, с. 505). Исследование прогресса научного знания и изучение хозяйственных тенденций приводят его к выводу о том, что в постиндустриальном обществе на первое место выходит человек, и именно его поведение и ценности определяют новые социальные тенденции. Становление научного знания как основной производительной силы общества создает целый ряд новых социальных проблем. С одной стороны, возникает новый класс «профессионалов», способных к производству нового знания и претендующих на управление обществом. С другой стороны, в силу того, что информационные блага не могут быть оценены в традиционных экономических категориях и их распределение в значительной мере переходит из экономической плоскости в социальную, от политических институтов требуется поиск согласия между отдельными гражданами и множеством сообществ, составляющих постиндустриальное общество.
В 80–90-е гг. основной областью исследований Белла стало изучение проблем технологического прогресса, и в первую очередь вопросов совершенствования информационных, экологических и ресурсосберегающих технологий, а также обнаружения новых неисчерпаемых источников энергии. Эти исследования ведутся им с целью оценить потенциал возможного устойчивого развития постиндустриальных обществ как замкнутых социальных систем.
Сочинения:
1. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998;
2. Marxian Socialism in the United States. Ithaca – L., 1995;
3. The Social Sciences since the Second World War. New Brunswick–L., 1982;
4. The End of Ideology. Cambr. (Mass.) – L., 1986;
5. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973;
6. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976;
7. The Social Framework of the Information Society. Oxf., 1980;
8. Sociological Journeys. Essays 1960–80. L., 1980;
9. The World and the United States in 2013. N.Y., 1987;
10. Bell D., Graubard S. R. (eds.). Toward the Year 2000. Work in Progress. Cambr. (Mass.) – L., 1986;
11. Bell D., Kristol L. (eds.). The Crisis in Economic Theory. N.Y., 1981.
Литература:
1. Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла. – В кн.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998, с. X–CVII;
2. Vaters M. Daniel Bell. L.–N.Y., 1996;
3. Brick N. Daniel Bell and the Decline of Intellectual Radicalism. Madison (Wi.), 1986;
4. Liebowitz N. Daniel Веll and the Agony of Modern Liberalism. N.Y., 1985;
5. Bloom A. Prodigal Sons. Oxf.– N.Y., 1986.
В.Л.Иноземцев

Научно-технический словарь:

БЕЛЛ (Bell) Александр Грэхем (1847-1922), ученый, уроженец Шотландии, изобретатель ТЕЛЕФОНА. Первоначально работал со своим отцом, который изобрел систему обучения для глухих. В 1870 г. семья переехала в Канаду, где Белл преподавал речь в Бостонском университете (1873-77). Итогом его работ по передаче звука при помощи электричества стала первая демонстрация телефона в 1876 г. Уже в 1877 г. в США была организована фирма «Белл Телефон».
БЕЛЛ (Bell) сэр Чарльз (1774-1842), шотландский анатом и хирург. Был первым, кто выявил различие функций между сенсорными и двигательными нервами мозга; также описал заболеваниепаралич лицевых нервов. Преподавал анатомию и хирургию в Королевском хирургическом колледже в Лондоне, а с 1836 г. стал профессором хирургии в Эдинбургском университете.

Социологический словарь:

Белл (Bell) Даниел (Ю.05.1919, Нью-Йорк)американский социолог, специалист в области истории обществ, мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 30-х и в 40-е гг. Белл принимал активное участие в леворадикальном движении, был сотрудником и одним из издателей журналов "New Leader" (1939-1944) и "Fortune" (1948- 1958). В начале 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма. Вместе с Ароном, Шилзом, Липсетом и др. выступил поборником концепции деидеологизации. Название книги "Конец идеологии", противопоставлявшей науку идеологии и проповедовавшей "истощение левых идей и политических течений" в 20 в., стало нарицательным обозначением для конформистской тенденции в западной социологии.
Впоследствии под влиянием движения "новых левых" Белл вынужден был признать, что его предсказания "конца идеологии" не оправдались. Разработанная им концепция постиндустриального общества выдвинула Белла в число ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции НТР делает излишней социальную революцию. Отвергая "односторонний детерминизм" из-за стремления свести движущие силы развития общества к одному источнику, Белл считает, что различные сферы общества (технология, социальная структура, политика, культура и т. п.) самостоятельны и "разобщены" в том смысле, что каждая обладает независимой от других логикой развития. Он отвергает материалистическое понимание истории как неоправданный монизм, а себя считает "постмарксистом". Теоретическим и методологическим обоснованием концепции "постиндустриального общества" служит "осевой принцип" интерпретации социальных явлений, позволяющий социологу в зависимости от поставленных перед собой познавательных задач конструировать различные идеальные типы параллельно сосуществующих или сменяющих друг друга обществ, систем.
Допуская относительную правомерность марксистского анализа обществ, развития сквозь призму собственности и выделение по этой "оси" феодализма, капитализма и социализма, Белл противопоставляет ему свою интерпретацию всемирной истории сквозь призму технологии и знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества), как, по его мнению, наиболее содержательную и плодотворную в научном отношении. Для эволюции взглядов Белла характерно, что постиндустриальное общество, первоначально изображавшееся как технократическая утопия (Технократия), постепенно превращается у него в новую стадию антагонистического общества, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми и раздираемого новыми экономическими, социальными, политическими и культурными противоречиями. Называющий себя "социалистом в экономике, либералом в политике и консерватором в культуре", Белл является одним из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма, ведущим органом которого стал основанный им вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном в 1955 г. журнал "The Public Interest".
Соч.: 1) The end of ideology. N. Y., 1960. 2) The cultural contradictions of capitalism. N. у. 1976. 3) The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting. N. Y., 1973.

Техника. Современная энциклопедия:

(bell) Александер Грейам (1847–1922), изобретатель телефона. Шотландец по происхождению. Жил и работал в США. Изучая акустику и физику речи, создал несколько приборов для демонстрации глухим артикуляции речи. В 1876 г. получил патент на телефон.
В последующие годы совместно с другими исследователями опубликовал ряд приоритетных работ в области записи и воспроизведения звука.

А.Белл

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru