Определение слова «КОГЕН»

Большой энциклопедический словарь:

КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) — немецкий философ, основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм, отказался от понимания "вещи в себе" как внешнего источника ощущений ("опыта") и соответственно от противопоставления априорных созерцательных и рассудочных форм. Развивал кантовское учение о трансцендентальном методе; в поисках внутреннего самообоснования знания ввел понятие "первоначала" (универсального творческого принципа, спонтанно продуцирующего научное знание). Выдвинул теорию "этического социализма".

Большая советская энциклопедия:

I
Коген (Cohen)
Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт), — 4.4.1918, Берлин], немецкий философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство). Профессор в Марбурге (1876—1912) и Берлине (с 1912). Устраняя кантовское понимание «вещи в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка, К. превращает тем самым центральную для «Критики чистого разума» Канта проблему трансцендентального синтеза в чисто логическую. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, К. истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления. Это истолкование Канта у К. было охарактеризовано В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как критика Канта справа. Мышление у К., в отличие от Канта, порождает не только форму, но и содержание познания. Наиболее наглядной моделью порождения знания мышлением является, по К., математика, особенно теория бесконечно малых. Подобно тому, как математика выступает у К. в качестве фундамента естественных наук, так учение о праве — в качестве основы наук о духе.
Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума по отношению к теоретическому, К. утверждает примат этики над наукой в логическом отношении, поскольку понятия у К. конструируются по телеологическому принципу, который выявлен в наиболее чистом виде именно в этике. Этику К. рассматривает как логику воли. Религии, следуя Канту, он даёт моральное толкование, будучи при этом приверженцем иудаизма. Теоретическое познание и право, наука и правовое (либеральное) государство составляют, по К., фундамент культуры и условие свободы человеческой личности, важнейшей цели исторического развития. Социально-политические воззрения К. выражали позиции либеральной буржуазии. Его теория этического социализма (См. Этический социализм) способствовала распространению ревизионизма в немецкой социал-демократии.
Соч.: Kants Begrndung der sthetik, В., 1889; Kants Begrndung der Ethik, 2 Aufi., B., 1910; System der Philosophic, Tl 1—3, и., 1922—23; Kants Theorie der Erfahrung, 4 Aufl., B., 1925.
Лит.: Яковенко Б., О теоретической философии Г. Когена, «Логос», 1910, кн. 1; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Natorp P., Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher, Marburg, 1918; Kinkel W., Н. Cohen. Einfhrung in sein Werk, Stuttg., 1924.
П. П. Гайденко.
II
Коген (Cohen)
Эрнст Юлиус (7.3.1869, Амстердам, — 5.3.1944, Освенцим), нидерландский физико-химик. Ученик Я. Вант-Гоффа. По окончании в 1893 университета в Амстердаме преподавал там же (с 1901 профессор). В 1902—39 профессор Утрехтского университета. В 1944 зверски умерщвлен гитлеровцами в Освенциме. Исследования К. касаются полиморфных модификаций химических элементов и соединений; он показал, в частности, что разрушение оловянных изделий при низких температурах (оловянная чума) вызывается превращением обычного (белого) олова в другую полиморфную модификацию (серое олово). Ему принадлежат исследования в области количественного изучения влияния давления на физико-химические процессы. К. — автор нескольких учебных руководств, а также работ по истории химии, в частности — подробной биографии Вант-Гоффа (1912). Член-корреспондент АН СССР (1924).
Соч.: Physikalisch-chemische Metamorphose und einige piezochemische Probleme, Lpz., 1927.
Лит.: Donnan F. G., The Ernst Julius Cohen memorial lecture, «Journal of the Chemical Society», L., 1947, december, p. 1700—1706.

Новейший философский словарь:

КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918) — немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: «Теория опыта Канта» (1885), «Обоснование Кантом этики» (1877), «Обоснование Кантом эстетики» (1889), «Логика чистого познания» (1902), «Этика чистой воли» (1904), «Эстетика чистого чувства» (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф, Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первые работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд«Логика чистого познания». В работах К, и его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру. Прежде всего это касалось гносеологического дуализма «вещи в себе» и явления, кан-товской трактовки понятия «данности» и его представления об ощущении, как основе познания. Перестроив кантовское учение, К. создал чисто гносеологическую философию, которая не ищет для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания. Т.обр., философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом). Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К. пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмет, который никогда ему не «дан» извне, а «задан» в виде неизвестного, «Икс», проблемы и т.п. Познавательный процесс приобретает, т. обр., характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления. В результате неопределенный предмет постепенно определяется, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах. Процесс построения предмета чистой мыслью, по К., это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности кроме той, что существует в «напечатанных книгах», т.е. вне мысли, мы просто не знаем. Процесс познания (предмета) приобретает абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер — определений неопределенного, но определимого предмета. Из импульса, своего рода «икса», задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской «вещи в себе»вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания. Превратив научное знание по сути в беспредпосы-лочную систему априорно-логических элементов и их связей, К. в то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким «безусловным», которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости. В роли такого «безусловного» не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания; сам К, неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом. В поздних работах в роли такого «безусловного» все чаще начинает выступать понятие цели, морального блага и т.п. — нечто абсолютно «запредельное опыту»; то, что затем трансформируется у К. в метафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона). Место трансцендентальных основ познания займет теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания — ранее отрицаемая метафизика. (см. также: МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА).

Новая философская энциклопедия:

КОГЕН (Cohen) Герман (14 июля 1842, Косвиг (Анхальт) – 4 апреля 1918, Берлин) – немецкий философ, глава Марбургской школы неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Учился в иудейской богословской семинарии, затем в университете в Бреслау и Берлине. В 1865 закончил университет в Галле. В 1873 защитил диссертацию в Марбурге, где преподавал с 1876 по 1912.
От спора с философией Канта он переходит к созданию своей философской системы. В центре его книги «Кантова теория опыта» (Kants Theorie der Erfahrung, 1871) проблема трансцендентального метода, который должен выявить условия возможности науки, отождествляемой с математикой. Главным вызовом трансцендентальной философии стало во 2-й пол. 19 в. появление новых теорий в геометрии, сама возможность многих геометрий, использование в проективной геометрии мнимых и бесконечно удаленных элементов, никак не связанных с созерцанием. Если для Канта пространственное созерцание – необходимое условие всякого знания, тот способ, которым субъект созерцает предмет, а пространство отождествляется с евклидовым пространством, то создание неевклидовых геометрий и исчисления бесконечно малых, казалось бы, разрушает обоснование Кантом научно-теоретического знания.
Коген, настаивая на том, что объектом философии должен стать факт науки, переосмысляет понятие опыта, понимая его как создание предмета, осуществляемое во всякой подлинной науке, всякой деятельности и культурном творчестве. Предмет не может быть познан за пределами априорного опыта. В связи с этим Коген переосмысливает понятие априорности, ликвидируя различие между априорными формами чувственности и рассудка. Его задача, следовательно, состоит в том, чтобы представить пространство [ПРОСТРАНСТВО]и время [ВРЕМЯ]как априорные принципы активности субъекта (наряду с категориями). Коген обращается к кантовскому принципу о конструктивном характере знания. Предмет не существует, а становится, конструируется активностью субъекта, в т.ч. и воображением. Пространство и время рассматриваются как то, что создается мышлением. Предмет интерпретируется идеалистически, и понятие вещи-в-себе оказывается излишним. Пространство мыслится как принцип связи и взаимного расположения элементов конструкции, а время – как последовательность элементов конструкции. Выбор геометрии предполагает одну из конкретизации пространственных отношений, которая зафиксирована в аксиоматике и используется как логическая форма, или правило, конструирования. Коген, следовательно, дает совершенно иную, чем Кант, трактовку пространства и времени, иное определение реальности [РЕАЛЬНОСТЬ], как синтеза сообразно условиям пространства и времени. Это означает: реально то, что создано мыслью в соответствии с априорными правилами, фиксирующими отношения рядоположенности и последовательности, т.е. то, что может быть построено по правилам математического естествознания, а именно геометрии в любых ее формах, арифметики и динамики.
Крайне низкая оценка Когеном чувственного созерцания была реакцией на позитивизм [ПОЗИТИВИЗМ]и эмпириокритицизм [ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ], которые пытались свести все знания к чувственно данному. Предмет знания (объект исследования), по Когену, не дается, а создается. Предметрезультат мыслительной активности. Чтобы вывести содержание знания из активности самой мысли, Коген вводит понятие генетического конструирования, порождающего акта (Ursprung), который определяет первоэлемент конструируемого предмета (в математике – точка, бесконечно малая величина, член ряда). Каждый из них, будучи элементом целого, содержит в себе принцип порождения целого. Член ряда предполагает закон построения всего ряда. Точка понимается как бесконечно малая величина, указывающая направление дальнейшего движения. Развертывание целого инициируется порождающим актом. Коген определяет этот изначальный синтетический акт как сохранение объединения в обособлении и обособления в объединении. Система Когена охватывает логику чистого познания, этику чистой воли и эстетику чистого чувства. Принцип порождающего акта значим и в этике и выражен в принципе свободы. Этика – это логика воли. Мышление и воля проистекают из одного источника – некоей прамысли. Чистая воля – безостановочное движение вперед, вечный труд. Ядро религии – этика. Бог – центр всех идей, идея истины и блага. В эстетике религия связана с идеей любви. Эстетика основана на чистом чувстве, на чистой любви к природе человека, являющейся частью природы. Истинная религия основывается на истине, выраженной в систематической философии, а истинная религиозность – на ясности систематического познания.
Сочинения:
1. Kants Begrndung der Ethik. В., 1877;
2. Das Prinzip der Infinitesemalmethode und seine Geschichte. В., 1883;
3. System der Philosophie, Bd. 1. Logik der reinen Erkenntnis. В., 1902;
4. Bd. 2. Ethik des reinen Willens. В., 1904;
5. Bd. 3. sthetik des reinen Gefhls. В., 1912;
6. Der Begriff der Religion im System der Philosophie. В., 1915;
7. Kleine philosophischen Schriften, 2 Bde. В., 1926.
Литература:
1. Яковенко Б. О теоретической философии Г.Когена. – «Логос», 1910, кн. 1;
2. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тб., 1960;
3. Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы. – В кн.: Кант и кантианство. М., 1978;
4. Natorp P. H.Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. В., 1918.
Г.Б.Гутнер, А.П.Огурцов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru