Определение слова «Фотий»

Большой энциклопедический словарь:

ФОТИЙ (? — 1431) — русский митрополит с 1408, из греков. Боролся за подчинение литовской православной церкви московской митрополии. В малолетство великого князя Василия Темного — один из руководителей московского правительства. Автор "слов" и посланий, в т. ч. антиеретических.
ФОТИЙ (ок. 810 или ок. 820-890-е гг.) — патриарх Константинополя в 858-867, 877-886. Способствовал распространению влияния византийской церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии) — что привело к конфликту с папством (см. в ст. Разделение церквей). Знаток античной литературы, составитель "Мириобиблиона", автор богословских сочинений, писем.

Большая биографическая энциклопедия:

Фотиймитрополит киевский и всея России, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданного митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собой: Витовт признал его митрополитом и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл, в сопровождении послов императорского и патриаршего, в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия, Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напечатанное в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, № 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он со своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю (напечатанного в "Памятниках" Павлова, № 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него великому князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха — пройти в Константинополь и просить у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то, по приказанию Витовта, был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (IX, 716). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Исторических", том I, № 19 и в "Памятниках" Павлова, № 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полном Собрании Русских Летописей", IV, 116 и в Никон. Летописях, V, 65; послание во Псков — в "Актах Исторических", I, № 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правлении Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см. XXXI, 796 — 98). После смерти великого князя Василия Дмитриевича, Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полном Собрании Российских Летописей", VI, 144; Никон. Лет., V, 100; "Собрание Государственных Грамот и Договоров", II, № 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечатано в "Дополнении к Актам Историческим", том I, № 182), на Сретение Господне (в "Православном Собеседнике", 1860, часть II, стр. 453), в неделе — о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, часть III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Православном Собеседнике", 1861, часть II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, часть III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 181 и в "Памятниках" Павлова, № 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напечатано в "Дополнениях к Актам Историческим", том I, № 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукописях по "Описанию" Горского и Невоструева, № 330; указание на другое в "Библиографическом Словаре" Строева, т. 1); три учительные послания во Пскове также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах Исторических", том I, № 21, в "Памятниках" Павлова, № 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах Исторических", том I, № 30 и у Павлова, № 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах Исторических", том I, № 35 и у Павлова, № 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечатаны в "Дополнениях к Актам Историческим", том 1, № 180); послание в псковский Снетогорский монастырь (напечатано в "Актах Исторических", том I, № 26 и у Павлова, № 46); послание к преподобному Павлу Обнорскому (в "Актах Исторических", т. I, № 257 и у Павлова, № 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви послужило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуйя" (1419). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собою простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (например, слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. протоиерей Горский "Ф., митрополит киевский и всея России" ("Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе", часть XI, Москва, 1852); А. Вадковский (епископ Антоний), "О поучениях Ф., митрополита киевского и всея России" ("Православный Собеседник", часть I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" (Санкт-Петербург, 1892); епископ орловский Макарий "О трудах святителя Ф., митрополита киевского и всея России" ("Духовные Беседы", 1870, № 18 — 20, 23 — 27); Голубинский "История русской церкви" (т. II, Москва, 1900).

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Potios) (ок. 810 или ок. 820 — между 891 и 897) — визант. гос. и церк. деятель. Из знатной семьи. Занимал видные посты при дворе имп. Михаила III (842-67), участвовал в посольстве к арабам (838 или 855). В 858-67 (в 867 низложен имп. Василием I) и 877-86 Ф. — патриарх Константинопольский. Выражал интересы высш. церк. кругов, тесно связанных со светской провинц. аристократией. Выступал с критикой столичного чиновничества и императорского деспотизма, настаивал на равнозначимости патриаршей и императорской власти, требовал консолидации церк. иерархии. Возможно, был причастен к заговору провинц. знати против имп. Василия I (867-86). Отрицательно относившийся к нар. массам, Ф. выступал с полемикой против ереси павликиан. Способствовал распространению влияния визант. церкви на слав. земли (гл. обр. в Болгарии), что привело его к конфликту с папством (см. в ст. Разделение церквей). В последние годы правления Василий I приблизил к себе Ф. В 886 Ф. был низложен Львом VI (886-912) и умер в ссылке.
=====
Ф. — образованнейший человек, знаток антич. лит-ры, содействовал возрождению интереса к античным наукам. Автор "Мириобиблиона"; принимал также участие в составлении Эпанагоги (краткого сборника правовых норм). Проповеди (гомилии) и письма Ф. содержат важные сведения по внутр. и внешнеполитической истории Византии (напр., в двух гомилиях имеются сведения о походе Руси в 860 на Константинополь).
=====
Соч.: P. G., t. 102-104; Omiliai, Tessalonikn,1959; Epistolai, L., 1864.
=====
Лит.: Россейкин Ф. М., Первое правление Фотия, патриарха константинопольского, Сергиев-Посад, 1915; Каждан А. П., Социальные и политич. взгляды Фотия, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., (Сб.) 2, 1958, с. 107-36; Hergenrther J., Photius, Patriarch von Constantinopel, Bd 1-3, Regensburg, 1867-69; Dvornik F., The Photian schism, Camb., 1948; Ahrweiler H., Sur la carriere de Photius avant son patriarcat, "BZ", 1965, Bd 58, S. 348-363.
=====
A. П. Каждан. Москва.
2.
(до монашества — Спасский Петр Никитич) (4.VI.1792 — 26.II.1838) — рус. церк. деятель. В 1814 окончил духовную семинарию. В 1817 принял монашество. Преподавал в Петербурге в Александро-Невском духовном училище, затем в кадетском корпусе. Выступал против господствовавшего в высшем обществе увлечения мистицизмом, за что был удален из Петербурга и назначен настоятелем Деревяницкого монастыря около Новгорода. Благодаря поддержке графини А. А. Орловой-Чесменской вошел в высшие круги петерб. общества. В 1822 был переведен в Сковородский монастырь и возведен в сан архимандрита, затем вызван в Петербург, был представлен Александру I и назначен настоятелем Юрьевского монастыря. Тесно связанный с А. А. Аракчеевым и др. реакционерами, фанатик и изувер, Ф. играл большую роль в политич. интригах, оказывал сильное влияние на Александра I и проводимую им политику. В царствование Николая I Ф. оставался постоянным корреспондентом императора, однако оказывал на последнего значительно меньшее влияние. Широкую известность получила эпиграмма на Ф., написанная А. С. Пушкиным. Сохранился архив Ф., частично опубл. в "Рус. старине" за 1894-96.

Словарь личных имен:

Я, муж.; разг. Фотей, -я; прост. к Фотьян, -а.
Отч.: Фотиевич, Фотиевна и Фотьевич, Фотьевна.
Производные: Фотя; Фатя; Фотейка.
Происхождение: (От греч. phos (род. п. photos) — свет.)
Именины: 19 февр., 7 марта, 18 марта, 2 апр., 6 июня, 9 июня, 19 июня, 22 авг., 25 авг., 10 нояб.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Фотий, муж. имя (Фотиевич, Фотиевна и Фотьевич, Фотьевна)

Новая философская энциклопедия:

ФОТИЙ () (ок. 820, Константинополь – 6 февраля 891) – патриарх Константинопольский (858–867 и 877–886), писатель, ведущая фигура византийского ренессанса 9 в. Родился в знатной столичной семье. Получив блестящее образование, стал известным преподавателем. Вокруг него образовался кружок для регулярных чтений классической и христианской литературы, включая научные и медицинские трактаты. На основе записей, сделанных на этих чтениях, Фотий составил «Мириобиблион», или «Библиотеку» (завершена после 867), – первый средневековый библиографическо-критический обзор, содержащий более чем 280 аннотаций произведений древнегреческих и византийских авторов. Ок. 855 стал императорским секретарем, а в 858 – патриархом, сменив смещенного с этого поста Игнатия, что вызвало негативную реакцию не только сторонников Игнатия, но и папы Николая I, который объявил избрание Фотия незаконным и отлучил его. В ответ Фотий написал окружное послание, в котором осуждал литургические и теологические новшества латинян, особенно учение о Filioque (об исхождении Св. Духа от Сына). На Константинопольском соборе 867 он осудил и отлучил Николая I, что явилось началом т.н. фотианской схизмы – первого разделения Восточной и Западной церквей. Новый император Василий I осенью 867 сместил Фотия, восстановив Игнатия на патриаршей кафедре. Фотий был возвращен ко двору в качестве воспитателя наследника престола, но после смерти Игнатия в 877 вновь стал патриархом. Был низложен в 886 императором Львом VI и умер в ссылке.
Кроме «Мириобиблиона» Фотию принадлежат богословские сочинения: экзегетический сборник «Вопросы к Амфилохию», полемический трактат против латинского учения о Filioque «О тайноводстве Св. Духа» и трактат против ереси павликиан «О манихейских отпрысках», а также гомилии и более 260 писем, содержащих важные сведения о культурной и политической жизни Византии 9 в.
Сочинения:
1. MPG, t. 101–104. Р., 1866;
2. Bibliothque, v. 1–8. ., 1959–77.
Литература:
1. Успенский .И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891;
2. Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Cambr., 1970;
3. Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. P., 1971;
4. Treadgold W.T. The nature of the Bibliotheca of Photius. N. Y., 1980.
А.В.Иванченко

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru