Большой энциклопедический словарь:
ДОНИЦЕТТИ (Donizetti) Гаэтано (1797-1848) — итальянский композитор. Представитель итальянской романтической оперной школы. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены. Оперы "Любовный напиток" (1832) — "Лючия ди Ламмермур" (1835) — "Дочь полка", "Фаворитка" (обе 1840) — "Дон Паскуале" (1843) и др.
Большая советская энциклопедия:
Доницетти
(Donizetti)
Гаэтано (29.11.1797, Бергамо, — 8.4.1848, там же), итальянский композитор. Первоначально изучал композицию под руководством С. Майра, в 1815—17 занимался в Болонском музыкальном лицее у С. Маттеи (класс композиции). Дебютировал в 1818 оперой «Энрико, граф Бургундский». Произведения 20-х гг. создавались в большой мере под воздействием Дж. Россини. В 30-е гг. творчество Д. приобретает самобытный характер. Европейскую известность завоёвывают его оперы «Любовный напиток» (1832), «Лукреция Борджа» (1833). Одно из лучших, зрелых произведений Д. — опера «Лючия ди Ламмермур» (1835, Неаполь). В 1835—1839 Д. профессор (с 1837 директор) консерватории в Неаполе. В 1839, после запрещения цензурой оперы «Полиевкт», он переехал в Париж, где были поставлены его оперы «Мученики» (2-я редакция «Полиевкта») и «Дочь полка» (1840), «Фаворитка» (1843). Писал также оперы для театров Вены — «Линда ди Шамуни» (1842), «Мария ди Роган» (1843). В 1844 из-за болезни отошёл от композиторской деятельности.
Наряду с Дж. Россини и В. Беллини, Д. — виднейший представитель итальянской оперы 1-й половины 19 в., мастер искусства Бельканто. Для его композиторского стиля характерны блестящая и лёгкая мелодика, эффектная вокальная виртуозность, театральность. Яркая страница в истории итальянской оперной музыки — комическая опера Д. «Дон Паскуале» (1843, Париж) — одна из популярных опер-буффа. Однако некоторым произведениям Д. присущи легковесность, стилистическая пестрота, трафаретность характеристик, что вызвало отрицательную оценку творчества композитора некоторыми музыкальными деятелями 19 в. (А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым и др.). Д. принадлежат также кантаты, мессы, хоры, оркестровые и камерные произведения.
Соч.: Lettere inedite..., raccolte da A. Eisner-Eisenhof, Bergamo, 1897.
Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1—4, СПБ, 1892—95; Петровский Е., Гаэтано Доницетти (1797—1848), «Русская музыкальная газета», 1897, № 10; Zavadini G., Donizetti, Bergamo, 1948; Ashbrook W., Donizetti, L., [1965].
Г. Доницетти.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(Gaetano Donizetti) — выдающийся итальянский композитор (1797—1848). Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашел настоящее свое призвание. Первые его оперы — "Enrico, conte di Borgogna" и "Il Falegname di Livonia" (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Беллини. Широкую известность он приобрел лишь в 1831 г. после постановки в Милане оперы "Anna Bolena". В "Лучии" его талант выказался с наибольшей силой. После смерти Беллини Д., не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьезными достоинствами. С 1840 г. Д. работал для Парижа. Хотя его "Дочь полка", "Полиевкт" и "Фаворитка" не сразу завладели вниманием парижан, но успех Д. по прошествии некоторого времени был обеспечен, особенно благодаря комич. опере "Don Pascuale" (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. Для Вены Д. написал в то же время "Линду".Его последние оперы — "Maria di Rohan", "Catarina Cornaro" (1844) — не имели успеха. Сильное нервное расстройство было причиной его смерти. В продолжение 26-тилетней композиторской деятельности Д. написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Д. поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, он оставил несколько опер, которые могут служить образцами итальянского искусства в первой половине XIX ст.: "Лучия", "Лукреция", "Фаворитка", "Любовный напиток", "Дон Пасквале". Главные достоинства опер Д. — вдохновенные мелодии и драматическое чувство. Фактура большею частью слабая, небрежная. Его лучшие оперы не имеют цельности; наряду с прекрасными местами встречаются весьма слабые. См. Filippo Cicconetti, "Vita di D." (Рим, 1864) и Alborghetti e Galli, "Donizetti-Mayr" (Бергамо, 1875).
H. Соловьев.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025