Словарь по культурологии:
Дебора (евр. «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племен, одна из «судей израилевых». Ее авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она принимает на своем ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой между Рамою и Вефилсм тех, кто приходит за ее советом или приговором. От нее исходит призыв к войне против теснившего Израиль ханаанейского царя Иавина, сильного своими боевыми колесницами; именем Господа она приказывает воину Бараку (Бараку) возглавить ополчение Неффалимова и Завулонова колен, обещая победу над Сисарой (Сисерой), военачальником Иавина. Варак ставит условием личное присутствие Д. (во главе воинов из колен Ефрема, Манассии, Иссахара и Вениамина?); Д. соглашается, но предсказывает, что в наказание за это слава умерщвления Сисары достанется женщине. Ополчение занимает гору Фавор, чтобы в указанный Д. день спуститься и напасть на враждебные колесницы у потока Киссона; битва кончается победой израильских племен и истреблением неприятельских сил. Сисара, спрятавшийся от погони в шатре Иаили, женщины из палестинского племени кеиитов, погибает от ее руки — так сбывается пророчество Д. «Песнь Д.» (Суд. 5), древнейший памятник еврейской литературы (ок. 1200 до н. э.), в мифологических метафорах рисует битву («с неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою»), прославляет подвиги участников событий, осуждает уклонившихся от войны за то, что «не пришли на помощь Господу». Позднейшая иудаистическая традиция причисляла Д. к сонму семи пророчиц Израиля (наравне с Саррой, Мариам, Анной, Авигеей, Олдамой и Эсфирью).
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь
Мифологическая энциклопедия:
Дебoра (евр. deborah, «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племен, одна из «судей израилевых». Ее авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она принимает на своем ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой между Рамою и Вефилем тех, кто приходит за ее советом или приговором. От нее исходит призыв к войне против теснившего Израиль ханаанейского царя Иавина, сильного своими боевыми колесницами; именем Яхве она приказывает воину Вараку (Бараку) возглавить ополчение Неффалимова и Завулонова колен (см. ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИАКОВА), обещая победу на Сисарой (Сисерой), военачальником Иавина. Варак ставит условием личное присутствие Д. (во главе воинов из колен Ефрема, Манассии, Иссахара и Вениамина?); Д. соглашается, но предсказывает, что в наказание за это слава умерщвления Сисары достанется женщине. Ополчение занимает гору Фавор, чтобы в указанный Д. день спуститься и напасть на враждебные колесницы у потока Киссона; битва кончается победой израильских племен и истреблением неприятельских сил. Сисара, спрятавшийся от погони в шатре Иаили, женщины из палестинского племени кенитов, погибает от ее руки — так сбывается пророчество Д. «Песнь Д.» (Суд. 5), древнейший памятник еврейской литературы (ок. 1200 до н. э.), в мифологических метафорах рисует битву («с неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою»), прославляет подвиги участников событий, осуждает уклонившихся от войны за то, что «не пришли на помощь Яхве». Позднейшая иудаистическая традиция причисляла Д. к сонму семи пророчиц Израиля (наравне с Саррой, Мариам, Анной, Авигеей, Олдамой И Эсфирью). С. С. Аверинцев.
Словарь личных имен:
Ы, жен. Стар. форма имени (см. Дебора).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(пчела) — библейско-историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Д. пророчица и судья. Вскоре после поселения евреев в Палестине пыл их воинственности и религиозного одушевления остыл; они ослабели политически, и окружающие народы стали жестоко мстить им за их недавнее торжество. Особенно жестоко было угнетение со стороны ханаанского царя Иавина, который успел составить союз из мелких ханаанских племен, разбил разрозненные силы Израиля и наложил на него тяжелое иго, особенно на северные колена. Избавительницей от зла выступила Д. Она жила между Рамой и Вефилем, к С от Иерусалима, и уже раньше пользовалась громкой славой пророчицы. На ее призыв отозвались израильтяне разных колен, и во главе образовавшихся дружин она поставила воина Барака. Но даже мужественный Барак смутился от такого поручения; тогда Д. лично явилась среди угнетенных колен и пробудила энтузиазм в народе, который стал быстро стекаться под ее знамя. Скоро составилось многочисленное войско, которое заняло сильную позицию на горе Фавор. Предводитель хананеев, Сисара, гордый своими железными колесницами, по-видимому, пренебрежительно отнесся к плохо вооруженному еврейскому ополчению; оно ринулось с горы на неподготовленного врага и сразу обратило его в беспорядочное бегство, во время которого большинство вражеского войска погибло в волнах разлившегося потока Кисон. Сисара бежал на север, но погиб от руки кенеянки Ивили, у которой он хотел скрыться в шатре. Эта знаменитая победа, после которой Израиль наслаждался миром и благоденствием в течение сорока лет, воспета была Д. в восторженном гимне, представляющем один из замечательнейших образчиков ветхозаветной поэзии. Д. была женщина замужняя; сохранилось и самое имя ее мужа — Лапидоф. История подвига Д. излагается в Книге Судей, главы IV и V.
А. Л.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025