Определение слова «Памятник»

Толковый словарь Ефремовой:

памятник м.
1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-либо лица или события.
|| устар. То, что является напоминанием о ком-либо, чём-либо.
2. Каменное, бронзовое и т.п. сооружение на могиле умершего; надгробие.
3. перен. То, что сохранилось от прошедших эпох.

Толковый словарь Ушакова:

ПА́МЯТНИК, памятника, ·муж.
1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого-нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве.
2. Сооружение на могиле в память умершего.
3. Остаток материальной культуры далекого прошлого. Археологические памятники. Памятник скифской культуры.
4. Произведение древней письменности. Литературный памятник. Памятник русского письма и языка.
| Произведение устной словесности. Памятник народного творчества.
5. перен. То, что поддерживает, заставляет хранить воспоминание о ком-чем-нибудь, памятный след чьей-нибудь деятельности. Дворец Советов в Москве — величественный памятник гению человечества Ленину. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа.» Пушкин.

Большой энциклопедический словарь:

ПАМЯТНИК — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.

Большая советская энциклопедия:

Памятник
1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: Археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.
2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. независимо от его типа.
Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — Мегалиты и Курганы, а также Обелиски, пирамиды (См. Пирамида), и т. д. В последующие эпохи гробницы (См. Гробница) и надгробия (См. Надгробие) нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).
В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы (См. Стела), арки триумфальные (См. Арка триумфальная), триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения Донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного Храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).
Итальянские мастера Кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512—513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. Маньеризма, усиливаются в эпоху Барокко и Классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320—321).
В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).
Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений (См. Мемориальные сооружения), как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).
С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда)). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).
Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absoltistische Frsten, Mnch. — Z., 1971.
А. В. Иконников.

Скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв. Памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС (Груз. ССР). Бронза, гранит. Открыт в 1927.

Скульптор Н. А. Андреев. Памятник А. И. Герцену в Москве. Цемент с гранитной крошкой. 1918—22. Фрагмент.

Скульптор С. М. Волнухин. Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Бронза, гранит. Открыт в 1909.

Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толи в Ленинграде. Бронза, гранит. 1827—37.

Скульптор Н. В. Томский, архитектор Н. А. Троцкий. Памятник С. М. Кирову в Ленинграде. Бронза, гранит. 1938.

Скульпторы Ю. Мауринь и др., архитекторы О. Остенберг и др. Памятник погибшим советским военнопленным близ Саласпилса. Бетон. 1967—70.

Скульптор Э. Амашукели, архитекторы Т. Канделаки, Д. Мордебадзе. Памятник Вахтангу Горгасалу в Тбилиси. Бронза, гранит. Открыт в 1967.

Скульптор Ю. Г. Нерода. Памятник в честь 10-летия первого космического полёта. Бронза, гранит. Женева. Открыт в 1970.

Скульптор В. Е. Цигаль. Монумент в честь советских и польских бойцов, павших в боях с фашистами (село Ленино, БССР). Бронза, гранит. 1969.

Аполлодор из Дамаска. Колонна Траяна в Риме. 111—114.

Конная статуя императора Марка Аврелия. Бронза. 161—180. Установлена Микеланджело в 1538 на пл. Капитолия в Риме.

Э. А. Бурдель. Памятник А. Мицкевичу в Париже. Бронза. 1909—29.

Э. Хилтунен. Памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки. Сталь. 1961—67.

Э. Ричель. Памятник И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре. Бронза. 1857.

В. Л. Рейерс. Памятник расстрелянным фашистами в Зейперслёйсе (Северная Голландия). Песчаник. 1946.

Г. Борглум. Национальный мемориал на г. Рашмор (Южная Докота, США), посвященный президентам Дж. Вашингтону, Т. Джефферсону, Т. Рузвельту и А. Линкольну. 1871—1941.

Коллектив БПР. Памятник жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане. Сталь, пластмасса. 1948.

Г. Земла. Памятник силезским повстанцам в Катовице (Польша). Камень. 1960-е гг.

Словарь по культурологии:

1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и др.);
2) произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий. Наиболее развитый вид памятника – мемориальное сооружение.

Словарь эпитетов русского языка:

Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-, чего-либо; то, что сохранилось от культурного прошлого.
Безмолвный, безыскусственный, бесхитростный, бесценный, вековечный, вековой, великий, величественный, внушительный, восхитительный, вычурный, гордый, грандиозный, грозный, декоративный, драгоценный, древний, загадочный, затейливый, знаменитый, известный, изумительный, колоритный, колоссальный, молчаливый, мрачный, незамысловатый, незатейливый, неповторимый, непритязательный, нерукотворный, оригинальный, победный, помпезный, поразительный, претенциозный, причудливый, простой, пышный, редкий, роскошный, скромный, старинный, стародавний, строгий, суровый, торжественный, феноменальный, фундаментальный, ценный, эффектный. Археологический, архитектурный, бронзовый, гранитный, могильный, мраморный, надгробный, намогильный, посмертный, скульптурный, письменный и т. п.

Толковый словарь Кузнецова:

памятник
ПАМЯТНИК -а; м.
1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого-л. лица, события. П. Пушкину в Москве. П. в честь освобождения страны. Памятник-мемориал на Мамаевом кургане.
2. Сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в память умершего; надгробие. Могильный п. Установить на могилу п. Надгробный п.
3. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологические памятники. Архитектурный п. пятнадцатого века. Памятники древнерусской иконописи. // Произведение древней письменности. "Русская Правда" — п. делового письма.
4. чего. То, что является ярким напоминанием о делах, трудах и т.п. кого-л., служит наглядным свидетельством чего-л. Памятники славного исторического прошлого народа.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
памятник, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПАМЯТНИК, а, м.
1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.
2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).
Памятник природы природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

Грамматический словарь Зализняка:

Памятник, памятники, памятника, памятников, памятнику, памятникам, памятник, памятники, памятником, памятниками, памятнике, памятниках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru