Большая советская энциклопедия:
Больнов
(Bollnow)
Отто Фридрих (р. 14.3.1903, Штеттин), немецкий философ, теоретик педагогики, последователь философии жизни (См. Философия жизни). Профессор в Гисене (1939), в Тюбингене (1953). Испытал влияние Э. Гуссерля (См. Гуссерль) и В. Дильтея (См. Дильтей). Разрабатывал философскую антропологию, стремясь рассматривать всю «жизненную совокупность» человеческого существования. Критикуя пессимистическое решение проблемы личности в Экзистенциализме, Б. настаивал на позитивном отношении к жизни с установкой на «безопасность» в «переживаемом пространстве». Интимная связь индивида со своим обжитым убежищем, с ограниченным местопребыванием, воспринятым как «центр мира», постепенно, по Б., перерастает в связь с родиной, Вселенной. Жизнь, получив «уверенность» и «надежду», обретает смысл. Т. о., утверждая данность, Б. искусственно уходит от социальных противоречий действительности.
Соч.: Dilthey, Lpz., 1936; Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., 1955.;. Neue Geborgenheit. Das Problem einer berwindung des Existentialismus, Stuttg., 1955; Die Lebensphilosophie, B., 1958; Existenzphilosophie und Pdagogik, Stuttg., 1959; Mass und Vermessenheit des Menschen, Gtt., 1962; Mensch und Raum, Stuttg., 1963: Franzsischer Existentialismus, Stuttg., 1965.
М. А. Батунский.
Новая философская энциклопедия:
БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (14 марта1903, Штеттин – 7 февраля 1991, Тюбинген) – немецкий философ, педагог, продолживший традиции философии жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]. Начинал как физик, защитив в 1925 диссертацию у М.Борна, затем обратился к философии, став учеником Г.Ноля и Г.Миша, после 1927 – М.Хайдеггера. Испытал влияние Гамана, Гердера, Гёте, Песталоцци, Дильтея. В 1953–70 профессор в Тюбингене. В 1983–91 – один из соиздателей «Дильтеевского ежегодника» (Dilthey-Jahrbuch). Автор работ по проблемам философской антропологии, этики, философии жизни, экзистенциальной философии. В 1950–60 Больнов обратился к проблемам философской герменевтики [ГЕРМЕНЕВТИКА].
В первом наиболее значительном произведении – монографии о Дильтее (Dilthey. Eine Einfhrung in seine Philosophie. Lpz., 1936) Больнов попытался изложить идеи Миша, а также показать развитие философии жизни после Дильтея. Он считает устаревшим противопоставление «естественных» и «гуманитарных» наук (Natur- und Geisteswissenschaften): развитие физики нач. 20 в. показало возможность применения понятий, разработанных в гуманитарных науках, в науках о жизни в естествознании. Для более адекватной трактовки проблемы возникновения нового опыта, модифицирующего имеющееся у человека целостное понимание мира – «предпонимание», Больнов предлагает дополнить дихотомию Хайдеггера «подручное» – «наличное» (см. Бытие-в-мире [БЫТИЕ-В-МИРЕ]) третьим моментом – качествами говорящего с нами мира: вслед за Мишем и Гёте Больнов полагает, что мир и его вещи обращаются к нам (sprechen zu uns), обладая «направленной к нам» значимостью. В ряде работ он анализировал отдельные феномены человеческой жизни (благодарность, ирония, надежда, страх, стыд, отчаяние, уважение). В «Добродетели надежды» (Tugend der Hoffnung, 1953) он полемизировал с «Принципом надежды» Э.Блоха, считая, что последний излишне опирался на возможности человека и его доверие к собственным силам. В педагогических трудах Больнов исходил из невозможности целостного образа человека (такой образ был бы возможен только при взгляде на отдельные аспекты человеческого бытия «извне»). В силу этого наставник не должен заниматься воспитанием, имея перед собой некую «цель» или «образец»: утверждаемый Больновым принцип диалогического общения не предопределяет, что человек есть и чем может стать. Заблуждения и ошибки человека – не случайность, а выражение фундаментальной его черты, неизменного падения в то, что Хайдеггер называл «неподлинностью». В философии образования Больнов исходил из понятия «педагогического отношения», осуществляя антропологический поворот в педагогике.
Больнов сформулировал различие между философской герменевтикой и герменевтической философией (к ней он относил «Истину и метод» Гадамера [ГАДАМЕР]), понимая последнюю как деятельность по созданию общего герменевтического метода, интерпретирующего действительность жизненного мира в целом; герменевтическая философия исходит из того, что в нашей жизни уже изначально всегда присутствует понимание ее самой и мира.
Сочинения:
1. Dilthey. Lpz., 1936, 4 Aufl. Schaffhausen, 1980;
2. Existenzphilosophie. Stuttg., 1943, 8 Aufl., 1978;
3. Rilke. Stuttg., 1951, 2 Aufl. 1955;
4. Die Lebensphilosophie. B. – Gtt. – Hdlb., 1958;
5. Philosophie der Erkenntnis, Bd. 1–2. Stuttg., 1970–75;
6. Die pdagogische Atmosphre. Hdlb, 1964, 4 Aufl., 1970;
7. Studien zur Hermeneutik, Bd. 1–2. Freiburg – Mnch., 1982–83.
Литература:
1. O.-F.Bollnow im Gesprch. Freiburg – Mnch., 1983.
И.А.Михайлов
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025