Толковый словарь Ефремовой:
надежда
I ж.
Ожидание чего-либо желаемого, благоприятного (в сочетании с уверенностью в его осуществлении).
II ж.
Тот или то, на кого или на что можно надеяться, опереться, положиться; оплот.
Толковый словарь Ушакова:
НАДЕ́ЖДА, надежды, ·жен. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, соединенное с уверенностью в возможности осуществления. Питать надежду (или надежды). Давать, дать, подавать, подать кому-нибудь надежду (а не надежды). «Он без надежд ее любил.» Пушкин. Нет никакой надежды на выздоровление. Возлагать надежды на кого-что-нибудь. «Сказала что-то вскользь, а ты, я чай, невзгодами занесся.» Грибоедов. «Не обманывая себя напрасными надеждами, он пожелал проститься с близкими.» Чехов. Он в надежде получить это место (·устар.; теперь выражение "быть в надежде" не употр.; употр. только "в надежде" в знач. деепр. "надеясь", "испытывая надежду", как в ·след. примере).
• Подавать надежды — см. подавать.
Словарь эпитетов русского языка:
Безотчетная, безрассудная, безумная, бесплодная, бледная, блестящая, большая, буйная (устар.). великая, верная, ветреная, вольнолюбивая (устар.), волнующая, воскресшая, восторженная, высокая, глупая, глухая, горячая, далекая, дерзкая, дерзостная, добрая, дразнящая, единственная, жаркая, живая, жизненная, заманчивая, запоздалая, земная, золотая, зыбкая, иллюзорная, конечная (устар.), крохотная (разг.), крошечная, крылатая (устар. поэт.), лестная (устар.), ложная, лукавая, лучезарная (устар.), манящая, мучительная, наивная, напрасная, неверная, нелепая, немеркнущая, неопределенная, несбыточная, неясная, обманутая, обманчивая, обольстительная, опрометчивая, ослепительная, отрадная, отчаянная, пламенная, пленительная, последняя, приятная, простодушная, пустая, пылкая, радостная, радужная, разрушенная, робкая, розовая, романическая (устар.), романтическая, светлая, святая, сияющая, слабая, сладкая, сладостная, слепая, смелая, смутная, сокровенная, страстная, тайная, твердая, темная, тихая, томительная, трепетная, туманная, тщетная, угасшая, чарующая, честолюбивая, шаткая, эфемерная, яркая, ясная. Беззакатная, добротная, едкая, сангвиническая, щемящая.
Словарь литературных эпитетов:
• Безмерная (Пожарова).
• Величавая (Языков).
• Доверчивая (Пушкин).
• Живая (К. Р.).
• Золотая (Полежаев).
• Лазурная (Ратгауз).
• Ложно-радостная (Лермонтов).
• Лукавая (Фофанов).
• Молодая (Майков).
• Невозмужалая (Полонский).
• Немеркнущая (Фруг).
• Невозмутимая (Васильевский).
• Несбыточная (Куприн).
• Обманчивая (Андреев).
• Опьяненная (Пожарова).
• Пленительная (К. Р.).
• Простодушная (Козлов).
• Робкая (Жуковский, Пушкин, Тургенев, Уман.-Каплуновский).
• Светлая (Вейнберг, Круглов, Надсон).
• Святая (Майков, Надсон).
• Сладкая (Башкин, Некрасов, Фофанов).
• Сладостная (Гумилев, Фруг).
• Смутная (Ратгауз).
• Страстная (Бунин).
• Тихая (Галина, Жуковский).
• Чарующая (Ратгауз, Фруг).
• Шаткая (Ратгауз).
• Яркая (Надсон).
• Ясная (Надсон).
Словарь личных имен:
Ы, жен. Слав.
Производные: Надеждушка; Надя; Надея; Надёна; Надёха; Надюха; Надюша; Надюня; Надюра; Надюся; Надина; Дина; Динуся; Надиша.
Происхождение: (Заимств. из ст.-сл. яз., где появилось как калька с греч. Ср. греч. elpis — надежда. Др.-русск. форма имени — Надежа.)
Именины: 30 сент.
Словарь антонимов русского языка:
НАДЕЖДА — ОТЧАЯНИЕ
Надеяться — отчаиваться
Скользнули лучи надежды; они меркли сами собой и заменялись невыразимо печальным, тихим отчаянием. Герцен. Былое и думы.
Иногда вдруг высоко поднималась надежда, а за ней всегда наступала очередь отчаяния. Эти волны приходили всегда строго попарно. Выше волна надежды — выше волна отчаяния. И. Грекова. Под фонарем.
Федор сделал краску ... . Он не знал, что искусство капризно, — от отчаяния без перехода бросает к надежде. Тендряков. Свидание с Нефертити.
НАДЕЖДА — БЕЗНАДЕЖНОСТЬ
Дало две доли провиденье На выбор мудрости людской: Или надежду и волненье, Иль безнадежность и покой. Баратынский. Две доли.
— Ты отнимаешь у меня всякую надежду... на это счастье... да? ... — Да, всякую, — повторила она. — Ну... — сказал он, — чтоб вынуть боль безнадежности или убить совсем надежду, надо... — Что? ... — Признаться, что ты любишь [другого], и сказать, от кого письмо на синей бумаге! И. Гончаров. Обрыв.
Смеялись бедные невежды, Похитил я, младой певец, У безнадежности — надежды, У бесконечности — конец. Блок. Смеялись бедные невежды...
НАДЕЖДА — РАЗОЧАРОВАНИЕ
Надеяться — разочаровываться
Отец всегда вместе со мной переживал мои надежды и разочарования на трудном этом поприще [актрисы]. К. Куприна. Куприн — мой отец.
Я молчу. У них, молодых, свои радости, свои беды, и надежды, и разочарования. Я. Цветов. Синие берега.
— Ведь будущее всегда полно надежд — пусть и несбыточных, — а в прошлом одни разочарования и огорчения! И. Одоевцева. На берегах Невы.
Жизнь состоит из шепота и грохота, любви и ненависти, глобальных проблем и будничных забот. Есть в ней снега и дожди, слезы и смех, надежды и разочарования. Р. Рождественский. Радиус действия (предисловие).
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
Надежда, жен. имя
Новейший философский словарь:
НАДЕЖДА — (1) — эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) — общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состоящие в качестве ценности. В европейской культуре традиционно входит в число наиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауруса, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагающего доверия к бытию (см. этимологическое единство надежды и надежности), фундирует в западном менталитете установку на фундаментальный мировоззренческий оптимизм. Согласно античному мифу, в «дарах» разгневанного Зевса людям один факт дарования Н. уравновешивает собою все содержимое ящика Пандоры (по версии Гесиода, Пандора, созданная Богами для отмщения людям, получившим от Прометея огонь, не только выпускает из сосуда несчастья, ненависть, пороки и болезни, но и закупоривает сосуд, оставляя на его дне Н. и тем лишая человечество не только перспективы, но и последней отрады). В христианской традиции Н. выступает одним из семантических центров триединого комплекса универсальных человеческих ценностей: Вера — Н. — Любовь, выражая идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и — сверх того — милосердии Божьем (согласно апостолу Павлу, Н. «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий», «твердое утешение» (Евр., 6, соотв. 19 и 18). Акцентированный статус Н. как универсалии культуры в европейском менталитете фиксирует такую особенность культуры западного типа, как ее остро субъективно, лично переживаемая векторная устремленность вперед: примат будущего перед прошлым и настоящим предполагает постоянное вхождение личных и социальных футурологиче-ских проекций в настоящее, отказ от принятия наличного настоящего в качестве финального состояния, окончательного приговора судьбы и т.п. В особом отношении Европы к феномену Н. находит свое выражение открытость западной культуры будущему как миру возможного. В зрелых формах европейской культуры на этой основе оформляется идея игры-Play в отличие от игры-game: великая, серьезная и доверчивая Игра как открытость непредвиденным формам своего бытия, открывающая, в свою очередь, его непредсказуемые возможности, (Э. Финк, Р. Кайюа). Психологический феномен сохранения Н. при отсутствии обосновывающих ее объективных факторов (на базе сильной субъективной мотивации) также осмыслен в европейское культуре как ценность и конституируется в качестве отрефлексированной сознательной поведенческой парадигмы, возводясь в ранг жизненного принципа и приобретая в культуре статус приоритетной мировоззренческой позиции. Пронизывает собою всю историю Европы — от «dum spiro spero» до «Н. умирает последней». Как калька лат. Spem, так и соответствующие существительные во многих романских и славянских языках восприняты соответствующими национальными традициями в качестве женских имен (фр. Esperance, исп, Esperanza, восточно-славянские Н., Надзея, Надия и др.)., причем христианский календарь выражает культурно-семантическое единство аксиологического комплекса веры, Н. и любви: по православным святцам родившимся 17 (30) сентября девочкам выбирали имена из ряда «Вера, Н., Любовь и мать их София». (Интересно, что сохранив легшую в основу данного праздника легенду о четырех христианских мученицах, гонимых римским императором Адрианом (2 в.), европейская культура переосмыслила семантический гештальт легенды в духе классического западного рационализма: Sophia, мудрость, выступает «матерью», основой и истоком общечеловеческих ценностей, даже наиболее эмоционально окрашенных). Выступает одной из основополагающих категориальных структур в экзистенциалистской ветви современной философии (Марсель и др.). В рамках современного неотомизма оформляется «теология Н.» (с 60-70-х 20 в.), центрирующаяся вокруг понятия Н., трактуемой не только как психологическое состояние, но и как онтологическая характеристика бытия. Развиваясь в русле политической теологии, «теология Н.» конституируется как концепция «революционного милленариз-ма» (см. ХИЛИАЗМ). В рамках «теологии Н.» надеяться — значит мыслить будущее в неразрывной связи с настоящим, преобразованным в соответствии с будущим идеалом, гарантом осуществления которого выступает Божественное соучастие (В. Панненберг, Ф. Чайлдз). Таким образом, христианская Н. понимается «теологией Н.» как своего рода активная жизненная позиция, ориентированная на утверждение царства любви, свободы, справедливости и добра. см. также БЛОХ.
Новая философская энциклопедия:
НАДЕЖДА – ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды (). Негативное ценностное значение надежды обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности не всегда делался вывод о том, что надежда является злом; часто она выступала в роли утешения («Прикованный Прометей» Эсхила) – как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной надежды-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая надежда ведет к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество [МУЖЕСТВО]в столкновении с любыми превратностями судьбы. Нейтральное значение понятия раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных – ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано и понимание надежды как положительной ценности [ЦЕННОСТЬ](справедливой награды за добродетельную жизнь), в античности закрепившееся и в том, что надежду изображали на монетах, а в древнем Риме существовало ее культовое почитание (spes).
В христианстве надежда трактуется исключительно как положительная ценность. Хотя допускается, что объектами надежды могут быть различные (в т.ч. материальные) блага, в ней усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание – упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская надежда). В таком качестве надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей [ДОБРОДЕТЕЛЬ]наряду с верой [ВЕРА]и милосердием [МИЛОСЕРДИЕ]. Наиболее распространена точка зрения, что надежда в сравнении с др. теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла «любовь из них больше», поскольку любовь пребывает вечно, в вере же и в надежде потребность утрачивается, когда Царство Божье становится фактом. В самом Боге нет ни веры, ни надежды, а есть только любовь. На основе анализа святоотеческих текстов С.М.Зарин говорит о второстепенном значении надежды и как аскетического средства. На высшей ступени своего развития христианин угождает Богу не благодаря надежде на получение в будущей жизни вечного блаженства за «доброделание», а только из любви к Богу.
Понятие надежды занимает существенное место в моральной философии И.Канта. Согласно Канту, высшее благо (философский эквивалент понятия Царства Божьего) составляется из двух элементов – добродетели (нравственности) и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья непостижимы разумом и могут быть предметом лишь надежды. В качестве условий возможности высшего блага и оснований надежды на его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Постулат о свободе вытекает из необходимости допущения способности определения воли по законам умопостигаемого мира, постулат о бессмертии души – из необходимости условия «соразмерности продолжительности существования с полнотой в исполнении морального закона». Благодаря постулату о бытии Бога оказывается возможной надежда на осуществление высшего блага во всей полноте – достижение соразмерного с нравственностью счастья. Надежда, как и страх, не может быть, по Канту, нравственным мотивом: в качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.
Античные и христианские представления о надежде и сами их основания стали предметом переосмысления для современных авторов. Так, А.Камю, разделяя античный взгляд на надежду как на иллюзию, добровольный самообман, считает, что понимание ее как ценности возможно лишь в рамках религиозного и философского сознания, приписывающего миру смысл и основание. По логике этого сознания, если не надеяться на понимание мира и на спасение в нем, то следует отказаться от жизни. Такое мировоззрение Камю обнаруживает не только в христианском и новоевропейском образе мысли, но и в экзистенциализме. Единственный путь для человека, осознавшего наконец свою принадлежность абсурду, состоит в жизни без надежды на понимание и на спасение, которая всегда тождественна иллюзии. Надежде в современной философии противопоставляется безнадежность как отсутствие всякого обмана (Ж.Батай). Надежда-иллюзия считается всего лишь предлогом для ухода от решения смысло-жизненных дилемм в мир грез (Д.Д.Рунс).
В основании античного и современного понимания надежды как иллюзии, согласно П.Рикёру, лежит миросозерцание «вечного настоящего». Причину отказа от надежды в этой традиции он видит в признании приоритета необходимости. Адекватное же понимание надежды, по его мнению, возможно лишь в теологии и философии, имеющих эсхатологическое измерение. В контексте эсхатологической теологии Рикёр связывает понятие надежды с понятиями воскресения и свободы [СВОБОДА]. Познать воскресение Христа – значит приобщиться к надежде на воскресение из мертвых. Э.Блох при создании философии надежды опирался на учение К.Маркса, которое само считал актом надежды, именно на том основании, что в отличие от предшествующей философии, ориентированной в прошлое и исходящей из реализованности идеала совершенства, марксизм ориентирует на достижение универсального совершенства в будущем. Успешность мирового процесса в этом движении определяется, по Блоху, надеждой, признаваемой атрибутом бытия, устремленностью к будущему или первоначальной формой выражения «голода» – побудительной силой, ведущей к изменению в мире. Э.Фромм, обосновывая положительную ценность надежды во внерелигиозном контексте и косвенно возражая против отождествления ее с иллюзией, напротив, особый акцент делает на непременной укорененности надежды в настоящем. Объектом надежды, по его мнению, является состояние бытия, а пассивное ожидание достижения бытийной полноты в далеком будущем Фромм считает одной из основных форм отчуждения надежды (поклонение «будущему», «потомкам», «прогрессу» и т.п.). Именно пассивное упование уводит человека от собственной активности и ответственности за свою жизнь, надежда же требует действовать и добиваться достижения целей. Поэтому она опирается на особого рода знание реальности – «видение настоящего, чреватого будущим», которое Фромм называет рациональной верой, или умением усматривать суть явлений. Увязывание надежды с настоящим делает ее более действенной еще и потому, что уберегает от другой формы отчуждения – игнорирующего реальность авантюризма.
Напротив, в религиозно-философских рассуждениях о надежде особенно акцентируется присущий ей элемент иррациональности. Так, Рикёр подчеркивает, что логика надежды – это логика избыточности, поскольку объект надежды не только не имеет предпосылок в настоящем, но и противоположен настоящему – существованию «под знаком креста и смерти». С.АЛевицкий объясняет иррациональность надежды тем, что «превратимость возможности в действительность» постулируется в ней часто против доводов разума. Оборотной стороной иррациональности надежды является ее соотнесенность со свободой. Согласно Рикёру, надежда соотнесена со свободой отрицания смерти. По Левицкому, надежда есть проявление свободы, поскольку она представляет собой «постулирование определенной благой возможности как субъективно долженствующей осуществиться»; лишенный надежды, лишен и свободы.
Представление о надежде как о положительной ценности включает и утверждение ее действенности в личностном, социальном и космическом аспектах (К.С.Льюис, Рикёр). Блох считал, что надежда ориентирует на осуществление высшего блага как торжества коммунизма и Царства Свободы, где преодолеваются какие-либо противоречия в человеческом бытии и человек становится бессмертным. По Фромму, надежда как основная характеристика бытия направлена на активное преобразование человеком и обществом «земной» реальности в направлении ее «большей жизненности».
Литература:
1. Платон. Филеб. Государство. Тимей // Платон. Собр. соч. в 4 т., т. 3. М., 1994;
2. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965;
3. Левицкий С.А. Трагедия свободы. – Соч., т. 1. М., 1995, с. 238–43;
4. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996;
5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990;
6. Льюис К.С. Просто христианство [III, X]. – Он же. Любовь, страдание, надежда. М., 1992;
7. Фромм Э. Революция надежды. – Он же. Психоанализ и этика. М., 1993;
8. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996;
9. Bloch . Das Prinzip Hoffnung. Bd. 1–3. В., 1954–59;
10. Shorey P. Hope. – Hastings J. (ed.). Encyclopedia of Religion and Ethics. Edinburgh–N.Y., 1974.
О.В.Артемьева
Словарь синонимов русского языка:
сущ.
атиква
благонадеяние
вера в возможность осуществления
виды
иллюзия
имя
кибо
мечта
мой компас земной
надежа
наденька
надюха
надюша
надюшенька
надюшечка
надюшка
надя
нуся
ожидание
перспектива
перспективы
предвкушение
предположение
предчувствие
свет в конце тоннеля
упование
химера
чаяние
шанс
якорь спасения
Этимологический словарь Макса Фасмера:
надежда
Заимств. из цслав.; ср. народн. надёжа, блр. надзёжа, др.-русск. надежа (Нестор, Жит. Феодос.), ст.-слав. надежда (Супр.), болг. надежда. Из *na-dedia от на и деть, dti, ст.-слав. дежд "кладу".
Грамматический словарь Зализняка:
Надежда, надежды, надежды, надежд, надежде, надеждам, надежду, надежды, надеждой, надеждою, надеждами, надежде, надеждах
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025