Определение слова «Баумгартен»

Большой энциклопедический словарь:

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (1714-62) — немецкий философ школы Х. Вольфа, родоначальник эстетики (ввел самый термин) как особой философской дисциплины — "науки о чувственном познании".

Большая советская энциклопедия:

I
Баумгартен (Baumgarten)
Александр Готлиб (17.6.1714, Берлин, — 26.5.1762, Франкфурт-на-Одере), немецкий философ школы Х. Вольфа, родоначальник эстетики (См. Эстетика) как особой философской дисциплины. Был профессором университета во Франкфурте-на-Одере. В гносеологии вслед за немецкими мыслителями Г. Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познаниепредмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя оказалась одновременно у Б. и теорией прекрасного, поскольку чувственное, неотчётливое восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх основных элементов: содержания, порядка и выражения. Рассмотрение эстетических явлений с точки зрения теории познания, впервые осуществленное Б., имело исключительное значение для последующего развития немецкой классической эстетики. Б. внёс большой вклад в развитие философской терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту.
Соч.: Aesthetica, Bd 1—2, Traiecti as Viadrum, 1750—58; Metaphysica, Halae Magdeburgicae, 1739; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 449—65.
Лит.: Асмус В. Ф., Немецкая эстетика XVIII в., М., 1963, с. 3-56.
В. Ф. Асмус.
II
Баумгартен (Baumgarten)
Артур (31.3.1884 — 27.11.1966), немецкий учёный, юрист, общественный деятель. Специалист по философии права, уголовному и международному праву. Профессор университетов Кёльна, Базеля, Франкфурта-на-Майне. В 1933, будучи противником фашизма, покинул Германию и переселился в Швейцарию. Под влиянием марксизма Б. постепенно отошёл от буржуазно-либеральной позиции в теории права, активно включился в политическую жизнь и рабочее движение, был одним из основателей и активных деятелей Швейцарской партии труда.
После разгрома фашизма Б. вернулся на родину, вёл научную, преподавательскую и общественную деятельность в ГДР. В этот период Б. разрабатывал проблемы марксистской методологии и сущности социалистического права, а также актуальные проблемы международного права. Был действительным членом АН ГДР, президентом Академии государствоведческих и правовых наук им. В. Ульбрихта, главным редактором журнала «Штадт унд рехт» («Stadt und Recht»). Национальная премия ГДР (1951).
Соч.: Bemerkungen zur Erkenntnistheorie des dialektischen und historischen Materialismus, B., 1957; Vom Liberalismus zum Sozialismus, B., 1967.
Г. В. Мальцев.

Новая философская энциклопедия:

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17 июля 1714, Берлин – 26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере)немецкий философ, основатель эстетики как самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X.Вольфа, профессор университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере (с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно. Философию он определял как науку о качествах вещей, постигаемых независимо от веры; различал философию теоретическую (метафизика и физика) и практическую (этика, философия права, учение о сомнении и учение о выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике, разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баумгартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть эстетики должна была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику. Написана была лишь эвристика. Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное». Три основных компонента эстетического совершенства – мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие «эстетической истины», постигаемой благодаря «аналогиям разума», в противовес «логической истине», схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного [ВОЗВЫШЕННОЕ], развитого потом И.И.Винкельманом и И.Кантом. В рамках категории эстетического «величия» (magnitudo) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия «субъективный» и «объективный» в современном значении, а также термины «в себе» («само по себе») и «для себя».
Сочинения:
1. Aestetica, pt 1–2, Traiecti cis Viadram, 1750–58;
2. Metaphysica. Halle Magdeburgicae, 1739;
3. Texte zur Grundlegung der sthetik, hrsg. v. H.R.Schweizer. Hamb., 1983; в рус. пер.: В кн.: История эстетики, т. 2. М., 1964, с. 449–65.
Литература:
1. Самсонов Н.В. История эстетических учений, ч. 2. М, [б. г.], с. 99–111;
2. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963, с. 3–56;
3. Нарский И.С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта. – В кн.: Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40–51.
З.Г.Матюшенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru