Определение слова «БАТЕНЬКОВ»

Большая советская энциклопедия:

Батеньков
Гавриил Степанович [25.3(5.4).1793, Томск, — 29.10(10.11).1863, Калуга], декабрист. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—1814, подполковник. В 1819—21 ближайший помощник М. М. Сперанского (См. Сперанский) по управлению Сибирью, позднее член совета военных поселений при А. А. Аракчееве. Дружеские связи с братьями Бестужевыми, К. Ф. Рылеевым и другими будущими декабристами привели Б. в ноябре 1825 в Северное общество, где он примкнул к демократическому крылу. Участвовал в разработке плана восстания 14 декабря 1825, высказываясь за решительные действия и привлечение к восстанию народных масс. Намечался кандидатом в члены Временного правительства. На следствии представил заявление о принадлежности к тайному обществу и согласии с его планами, писал, что выступление 14 декабря было «не мятеж..., но первый в России опыт революции политической». С 1826 содержался в одиночной камере Петропавловской крепости, с 1846 на поселении в Томске. После амнистии (1856) жил в Калуге. Оставил много оригинальных работ (большей частью неопубликованных) по вопросам народного хозяйства, статистики, финансов, права, этнографии и др. Был незаурядным поэтом и автором критических статей.
Лит.: Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х гг., т. 2, М., 1933, с. 88—161; Восстание декабристов. Материалы, т. 8, М.—Л., 1925; Снытко Т. Г., Г. С. Батеньков — литератор, в кн.: Литературное наследство, т. 60, кн. 1, М., 1956.
Б. Е. Сыроечковский.

Советская историческая энциклопедия:

Гавриил Степанович (25. III.1793 — 29.Х.1863) — декабрист, подполковник. Участник Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813-14. В 1819-21 — ближайший помощник М. M. Сперанского по управлению Сибирью, позднее — чл. совета воен. поселений при А. А. Аракчееве. Дружеские связи с бр. Бестужевыми, К. Ф. Рылеевым и др. декабристами привели Б. в нояб. 1825 в Сев. об-во, где он примкнул к демократич. крылу. Участвовал в разработке плана восстания 14 дек. 1825, высказываясь за решит. действия и привлечение к восстанию народных масс. Намечался кандидатом в чл. Врем. пр-ва. На следствии представил заявление о принадлежности к тайному об-ву и согласии с его планами, писал, что выступление 14 дек. было "не мятеж..., но первый в России опыт революции политической". С 1826 содержался в одиночной камере Петропавловской крепости, с 1846 — на поселении в Томске. После амнистии (1856) жил в Калуге. Оставил много оригинальных работ (б. ч. неопубл.) по вопросам нар. х-ва, статистики, финансов, права, этнографии и др. Был незаурядным поэтом и автором критич. статей.
=====
Лит.: Довнар-Запольский М. В., Мемуары декабристов, (в. 1), К., 1906 (Показания Батенькова на следствии); Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х гг., т. 2, М., 1933 (Записки и письма Батенькова); Чернов С. H., Батеньков и его автобиографич. припоминания, там же; Восстание декабристов. Мат-лы, т. 8, М.-Л., 1925; Снытко Т. Г., Г. С. Батеньковлитератор, в сб.: ЛН, т. 60, кн. 1, М., 1956.
=====
Б. Е. Сыроечковский. Москва.

Новая философская энциклопедия:

БАТЕНЬКОВ Гавриил Степанович [25 марта (5 апреля) 1793, Тобольск – 29 октября (10 ноября) 1863, Калуга; похоронен в с. Петрищево Белевского уезда Тульской губ.] – поэт, декабрист, философ. Родился в обедневшей дворянской семье, с 1811 учился в Дворянском полку в Петербурге. Участник Отечественной войны и заграничных походов 1812–15. После сдачи экзаменов получил звание инженера путей сообщения; строитель и администратор железных дорог. Помощник генерал-губернатора Сибири M.M.Сперанского (с 1819). Вместе с ним переезжает в Петербург, занимает должность правителя дел Сибирского комитета. С 1824 подполковник, сотрудник Совета при начальнике военных поселений А.А.Аракчееве. В ноябре 1825 отстранен от всех должностей. Член масонских лож – «Избранного Михаила» (1816) и «Восточного светила» в Томске (1818). После запрета лож в 1822 отходит от масонства. Неудовлетворенность государственной службой, осознание беззаконий, творимых в военных поселениях, дружба с декабристами приводят его в тайное Северное общество. Арестован 28 декабря 1825, приговорен к пожизненной каторге, но провел 20 лет в одиночке. В своих показаниях называл восстание декабристов не мятежом, а первым в России опытом политической революции. В показаниях сохранился набросок Конституции будущего политического устройства России, которое мыслилось им как конституционная монархия. В тюрьме пережил религиозное обращение. В 1846 отправлен в ссылку в Томск. Сохранилось свидетельство M.H.Волконского: после заключения Батеньков совершенно разучился говорить, почерк его был весьма неразборчивым, но он «сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли». В ссылке он занимается проектированием и строительством мостов, оставляет большое число заметок о промышленности, сельском хозяйстве и транспорте Сибири, о географических исследованиях Сибири, о ее заселении. В этот период он сблизился с религиозно-философским кружком, в который входили А.А.Елагин, П.С.Бобрищев-Пушкин, Н.Д.Фонвизина. После амнистии в 1856 поселился в имении Е.П.Елагиной в Петрищево Тульской губ. Осенью 1857 переселился в Калугу, где и умер. После возвращения из ссылки занимался литературным творчеством. Его сочинения по политическим проблемам («Заметки по крестьянскому вопросу», 1857–59; «Мнение о свободе законов», 1861–62; «Записка о судебных преобразованиях», 1862; «Сочинение о государственном устройстве России», 1862), литературоведческие статьи (в т.ч. о «Мертвых душах»), а также переводы работ Ш.Лебо, Дж. С.Милля, А.Токвилля, Ж.Мишле не были изданы. В последнее десятилетие Батеньков работал над большим философским трудом, задуманным еще в Томске («Общая философия системы мира»), но оставшимся незаконченным. Он представляет собой совокупность заметок, написанных в разные годы и реализующих общий замыселдать философско-теистическую интерпретацию достижений естествознания в понимании бытия, пространства и времени, движении, жизни, места человека в космосе, роли мышления в познании. По Батенькову, «материалистический принцип ничего изъяснить не может, а еще менее способен быть ключом, которым бы могли отпереть все тайны мироздания и привести науки к истине» («Естественнонаучное наследие декабристов», М., 1995, с. 132). Полемизируя с представителями вульгарного материализма (А.Ф.Постельсом, М.А.Антоновичем), он обращается к личностному опыту, к самопознанию, из которого можно «вывести» все абстракции научного знания: «Бог со мною был, и я узнал Его, теперь стоило утвердить разум в Нем, а не в веществе, чтоб жить совсем независимо» (там же, с. 73). Он исходит из субстанциальности пространства, которая объясняется им различными видами огустенения материи, определяющими ее различные физические состояния. «Философия системы мира» задумывалась как целостная картина жизни Космоса во всех ее проявлениях: человеческое познание предстает как обнаружение космического мировоззрения: «космическое понятие необходимо для полноты и основы теорий в исследовании природы» (см.: Иванова Л.М. Фонд Г.С. Батенькова. – «Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина», 1952, в. 13). Эти философские рукописи в полном виде еще не изданы.
Сочинения:
1. Батеньков Г.С., Пущин И.И., Толль Э.-Г. Письма. М, 1936;
2. Восстание декабристов, т. 14, с. 29–145, Декабристы. Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. М.–Л., 1951.
Литература:
1. Снытко Т.Г. Батеньков – литератор. – «Литературное наследие», т. 60, кн. 1. М., 1956;
2. Карпов В.Г. Декабрист Батеньков. Новосибирск, 1965.
А.П.Огурцов

Словарь русских фамилий:

см. БАТЕНИН

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru