Определение слова «АРХЕЛАЙ»

Большая советская энциклопедия:

Архелай
(греч. Archlaos)
(ум. 399 до н. э.), царь Македонии (См. Македония) (около 413—399). При А. велось большое строительство городов, дорог, военных укреплений, было создано боеспособное войско; столица Македонии была перенесена из Эг в Пеллу. А. способствовал распространению эллинской культуры, при его дворе жили крупнейшие греческие поэты и художники: Еврипид, Зевксис и др.

Советская историческая энциклопедия:

(Arxelaos) — макед. царь (413-399 до н. э.). Строил города, организовал войско. Способствовал эллинизации страны. При дворе А. в столице — г. Пелле, жили поэты и художники: Еврипид, Агатон, Зевксис.
=====
Лит.: Geyer F., Makedonien bis zur Thronbesteigung Philipps II, Mnch.-В., 1930.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии сын одного из потомков Геракла Темена. Изгнанный своими братьями из Аргоса, А. пришел в Македонию, где правил царь Кисеей. Когда враги окружили его царство, он обратился за помощью к А., пообещав ему в награду за спасение свой город и царство. А. победил врагов Киссея и спас его. Однако, попав под влияние своих советников, Кисеей решил не выполнять обещание, а убить А. На пути, по которому А. возвращался, была вырыта яма, ее наполнили горячими углями и прикрыли легкими ветвями. Предупрежденный оракулом об опасности, А. избежал западни и отправился по дороге, которую указала ему коза. Дорога привела А. к месту, где он основал город, названный им Эга («коза») (Hyg. Fab. 219). А считался мифическим предком Александра Македонского. М. Б.

Словарь личных имен:

Я, муж. Стар. редк.
Отч.: Архелаевич, Архелаевна.
Происхождение: (От греч. archelaos — вождь народа.)
Именины: 18 марта, 19 апр.

Новая философская энциклопедия:

АРХЕЛАЙ () из Афин или Милета (сер. 5 в. до н.э.) – греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа. Согласно Диогену Лаэртию, «физическая философия» на Архелае в Афинах закончилась (Diog. L. II, 16). Его космология в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. Hippol. Rim. Ref. I, 9, 1). Существует бесконечное число качественно различных первопринципов (гомеомерий [ГОМЕОМЕРИЯ]). Нус Архелая – в отличие от нуса Анаксагора – не является чистым умом, «не смешанным ни с чем», напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом уме. Разделение тепла и холода в этой смеси является причиной порождения первоэлементов, из которых возникает космос. Вода возникает в результате «таяния» холода под воздействием тепла, затем она течет к центру и, будучи снова нагретой теплом, образует землю и воздух. Т.о., тепло (огонь) – это активное начало, а холод (вода) – пассивное, «которое все связывает» (fr. 1 DK). Почти как у Анаксимандра, живые существа возникли из грязи после того, как влага испарилась из нее под воздействием Солнца. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не в равной мере.
Фрагменты:
1. DKII, 44–48;
2. Лебедев.Фрагменты, с. 535–39.
Литература:
1. Kirk G.S., Raven J. ., Schofieid M.The Presocratic Philosophers, 2 ed. Cambr., 1983, p. 385–89.
.В. Афонасин

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — греческий философ ионийской школы. Род. в Милете; занимался преподаванием философии в Афинах. Был учеником Анаксагора и одним из учителей Сократа. Интересовался по преимуществу естественными науками, благодаря чему получил прозвище "физик". А. высказывал мысль о шарообразной форме Земли. В области этики держался скептических взглядов: отрицал различие между добром и злом, говоря, что справедливость является условным понятием.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru