Большой энциклопедический словарь:
АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404-72) — итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты ("О статуе", 1435, "О живописи", 1435-36, "О зодчестве"; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51). АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя — апрель 1472, Рим) — итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии. Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия "Филодокс" (1890) — затем были написаны трактаты "Деифира" (1481) и "О преимуществах и тяготах занятия науками" (1890); первые три книги диалогов "О семье" (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты "О статуе" (1568) и "О живописи" (1540) — гораздо позже, в 1449 — созданы "Десять книг о зодчестве" (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты "О праве" (1890) и "Первосвященник", "Жизнеописание Св. Потита" (1568) — диалоги "Теодженио" (1490) и "О спокойствии души" (1844); после 1443 написан аллегорический трактат "Мом, или о государе" (1520) — в 1449 — "Математические забавы" (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся "Застольные беседы" (1890) и "Домострой" (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани — новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады). Круг занятий и увлечений Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного — он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность — таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти. Сочинения:Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т. 1-2. Религия. Добродетель. Рок и фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 152-161. О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362-411.Alberti L. B. Opere volgari. Bari, 1960-1973. V. 1-3. Литература:Леон Баттиста Альберти. М., 1977.Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911.Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago; London, 1969. О. Ф. Кудрявцев
АЛЬБЕРТИ (Alberti) Рафаэль (р. 1902) — испанский поэт. Антифашистские и революционные стихи (сборники "Строфы Хуана Панадеро", 1949; "Поэмы изгнания и надежды", 1976) — антивоенные "Баллады и песни реки Парана" (1954) — лирический сборник "Стихи о любви" (1967) — стихотворный цикл "О живописи" (2 изд., 1968) — пьеса "Ночь войны в музее Прадо" (1956) — книга воспоминаний "Затерянная роща" (1959) — "Пабло Пикассо" (1977). Международная Ленинская премия (1965).
Архитектурный словарь:
Леон Баптиста (1404-1472)
Итальянский архитектор и писатель-гуманист, родившийся в Генуе. Учился в Падуанском и Болонском университетах и в возрасте двадцати лет написал комедию "Филодокс", которую принимали за подлинное римское произведение. С 1428 года Альберти — во Флоренции, где вошел в дружеский кружок Филиппа Брунеллески, Донателло, Гиберти, Луки делла Роббиа и Мазаччо. Им он посвятил свой теоретический труд "О живописи" (1436), в котором впервые сделана попытка самостоятельной интерпретации текста Витрувия о центральной перспективе. Как практикующий архитектор, Альберти был автором фасада палаццо Руччелаи (с 1446 года) -первого фасада, на котором была применена система трех ордерных пилястр по образцу римского Колизея. Автор фасада флорентийской церкви Санта Мария Новелла (завершен в 1470 году). При проектировании церкви Сан-Франческо в Римини (начата около 1450 года) Альберти использовал мотив триумфальной арки, при создании мантуанской церкви Сан-Себастьяно применил в плане новый вариант построения латинского креста, с попеременным чередованием больших и малых капелл, вместо боковых нефов, а также цилиндрический свод. Отстаивая принадлежность архитектуры к свободным искусствам и ее независимость от ручного труда, Альберти доказывал наличие рациональных оснований архитектурного творчества. В книге "Искусство архитектуры" (начата в конце 1440-х годов) Альберти отстаивал собственную теорию красоты, в опоре на математическую строгость симметрии и пропорций.
Большая советская энциклопедия:
I
Альберти (Alberti)
Леон Баттиста (18.2.1404, Генуя, — 25.4.1472, Рим), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный деятель культуры Возрождения. Выступил в защиту литературных прав «народного» (итальянского) языка В ряде теоретических трактатов («О статуе», 1435, и «О живописи», 1435—36, — на итальянском языке; «О зодчестве», опубликовал в 1485, на латинском языке) А. обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. На латинском языке написал комедию «Любитель славы» (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме «Мом» (между 1443 и 1450). В сочинении на итальянском языке «О семье» (кн. 1—4, 1437—41) рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека.
В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446—1451, построен Б. Росселлино по планам А.) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456—70), А. использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля (См. Инкрустационный стиль) и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы А., и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447—68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472—94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.
Соч.: Opuscoli morali, trad. da С. Bartoli, Venezia, 1568; Opere volgari, v. 1—2, Bari, 1960—66; Десять книг о зодчестве, т. 1 — 2, М., 1935-37.
Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967; Mancini G., Vita di Leon Battista Alberti, Firenze, 1911; Stokes A., Art and science. A study of Alberti, Piero della Francesca and Giorgione, L., [19491.
В. А. Лебедев, Г. В. Рубцова.
Л. Б. Альберти. Фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. 1456 — 70.
Церковь Сант-Андреа в Мантуе. 1472 — 94. Построена Л. Фанчелли по проекту Л. Б. Альберти.
Церковь Сан-Франческо в Римини 1447 — 68. Перестроена Маттео де Пасти по проекту Л. Б. Альберти из готического храма.
Дворец Ручеллаи во Флоренции. 1446 — 51. Построен Б. Росселлино по планам Л. Б. Альберти.
Л. Б. Альберти.
II
Альберти (Alberti)
Рафаэль (р. 16.12. 1902, с. Пуэрто-де-Санта-Мария, провинция Кадис), испанский поэт. Коммунист. Первые стихи А. 20-х гг. близки к традициям народной поэзии. Революционная ситуация, создавшаяся в Испании, падение диктатуры Примо де Риверы (1930) внесли новое содержание в творчество А. Пьесу «Фермин Галан» (1931) он посвятил жизни и героической гибели революционера, цикл стихов «Испанские крестьяне», вошедший в сборник «Лозунги» (1933, рус. пер. 1934), — быту и борьбе испанских трудящихся. В годы национально-революционной войны испанского народа (1936—39) А. играл видную роль в Союзе антифашистской интеллигенции Испании. Стихи этих лет — в книге «Поэт на улице» (1936) и «На переломе» (1937). После поражения республиканской Испании А. переселился в Аргентину. Опубликовал сборники «Между гвоздикой и шпагой» (1941), «Прибой» (1944), «Строфы Хуана Панадеро» (1949, рус. пер. 1956). «Баллады и песни реки Парана» (1954) посвящены борьбе народа за мир и свободу. Написал пьесы «Ночь войны в музее Прадо» (1956, рус. пер. 1960) и др. В 1959 вышли две книги воспоминаний «Затерянная роща» (рус. пер. 1968). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (за 1964). Живёт в Риме.
Соч.: Poesia (1924 — 1944), В. Aires, [1946]; La arboleda perdida. Libros I у II de Memorias, B. Aires, 1959; в рус. пер. — Испанские крестьяне (Эстремадура), Стихотворения, М., 1934; Стихи, М.— Л., 1963; Сценические стихи, М., 1966; [Стихи], в сборнике: Звездное небо. Стихи зарубежных поэтов в пер. Б. Пастернака, М., 1966.
Лит.: Кельин Ф. В., Рафаэль Альберти и Мариа-Тереса Леон, «Интерн. литература», 1934, № 3—4; Плапскин З. И., «Строфы Хуана Панадеро» Рафаэля Альберти, «Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1955, № 184, в. 22; Essai de bibliographic de Rafael Alberti, par R. Marrast, «Bulletin Hispanique», 1955, t. 57, № 1 — 2.
Р. Альберти.
Новая философская энциклопедия:
АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя – 25 апреля 1472, Рим) – итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421–28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua, изд. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri , 1436–43, изд. 1485); вместе с тем он известен и в качестве зодчего-практика, медальера, ваятеля, живописца, музыканта. Как писателя-гуманиста внимание Альберта привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы этики, политики, экономики, права, психологии. Он сознательно претендовал на то, чтобы стать идеологом имущих слоев городского сословия Флоренции. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432–1441, изд. 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470, изд. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Альберта подчеркивал исключительную роль домашней обстановки в воспитании и формировании человека, разрабатывал этику рачительного хозяйствования, которое должно создать необходимую материальную основу для семейного благополучия. Вместе с тем хозяйственность, умелое обращение с тем, что человеку уделено, и прежде всего со временем, которое находится в его полной власти, толкуется у Альберти очень широко – как краеугольный принцип всего жизнеустроения. Подобно другим гуманистам эпохи Возрождения, он писал о величии человека, наделенного различными дарованиями и умениями, которые возвышают его среди всех существ, обитающих в мире, о безграничности его возможностей и устремлений, о совершенстве, которого он может достичь. В то же время он показывал всеобщую испорченность людей, нарушение ими естественного порядка, оскорбление справедливости и закона, подрыв вселенской гармонии. Гармония – принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. И основной мотив его этики – противоборство человека и Фортуны. В этом предельном заострении противоречия между возможным и реальным, между различными вплоть до взаимоисключения способами оценки человека, между противоположными сторонами и формами его бытия можно услышать отзвуки напряженного диалога, который гуманист вел с самим собой и в котором нашли отражение крайние позиции антропологической мысли ренессансной поры. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения, им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет».
Сочинения:
1. Ореrе volgari, vol. 1–3. Bari, 1960–73;
2. в рус. пер.: Десять книг о зодчестве, т. 1–2. М., 1935;
3. О семье. – В кн.: Опыт тысячелетия. М, 1996, с. 362–411;
4. Религия. Добродетель. Рок и Фортуна. – В кн.: Соч. итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, с. 152–162.
Литература:
1. Леон Баттиста Альберти, М., 1977;
2. Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911;
3. Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chi.–L., 1969.
О.Ф.Кудрявцев
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025