Толковый словарь Ефремовой:
вязь
I ж.
1. Узор из переплетающихся или соединяющихся между собою линий (в рисунке, орнаменте и т.п.).
2. Декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент.
3. Сплетение нескольких букв или целых слов в сложный узор.
II ж. разг.
Вязкое, болотистое место; топь.
Толковый словарь Ушакова:
ВЯЗЬ, вязи, мн. нет, ·жен. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью.
| Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т.
Большой энциклопедический словарь:
ВЯЗЬ — ...
1) декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент (некоторые виды древнеславянского, арабского письма)....
2) Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу (напр., в деванагари).
Архитектурный словарь:
Каллиграфическое сплетение нескольких букв или целых слов (обычно церковно-славянских или арабских) в более или менее сложный узор.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Большая советская энциклопедия:
1) декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. В. применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста. Иногда использовалась и в прикладном искусстве, служила украшением посуды. Для написания В. прибегают к двум приёмам: сокращению букв (путём сближения частей букв, подчинения одной буквы другой) и их украшению орнаментальными элементами. В. стала применяться в византийской книге в середине 11 в., у южных славян — в 1-й половине 13 в., в русской книге — в конце 14 в. К концу 15 в. В. стала распространённым каллиграфическим приёмом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы В. созданы в середине 16 в. в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся печатной В. книги русского первопечатника Ивана Фёдорова. С 18 в. начинается упадок искусства В., которая сохраняется лишь в старообрядческих книгах 18 и 19 вв. 2) Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу знаков (например, в индийском письме — деванагари).
Лит.: Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956; Щепкин В. Н., Вязь, «Древности. Труды Московского археологического общества», 1904, т 20, в. 1.
А. Г. Шицгал.
Толковый словарь Даля:
См. вязать
Словарь литературных эпитетов:
• Кудрявая (Тан).
• Многодумная (Радимов).
• Сумрачная (Брюсов).
• Темнокудрая (Башкин).
Советская историческая энциклопедия:
Декоративное письмо, связывающее строку в непрерывный орнамент (см. в ст. Письмо).
Толковый словарь Кузнецова:
1. ВЯЗЬ, -и; ж. Старинное декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент; сплетение нескольких букв или целых слов в один сложный знак или слитную группу. Арабская вязь. Написать что-л. славянской вязью.
2. ВЯЗЬ, -и; ж. Нар.-разг. Вязкое, болотистое место; топь. Попасть в в.
Малый академический словарь:
-и, ж.
1.
Узор из переплетающихся, соединяющихся между собой линий (в орнаменте и т. п.).
||
Соединение, сплетение смежных букв в одно целое, а также вид письма, при котором строка из сплетенных букв образует непрерывный орнамент.
Арабская вязь.
Над рисунками крупной славянской вязью был написан какой-то афоризм. Скиталец, Огарки.
2. прост.
Вязка, связывание.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
вязь, -и
Толковый словарь Ожегова:
ВЯЗЬ, и, ж. Старинное декоративное орнаментальное письмо, а также соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Арабская в.
Словарь синонимов русского языка:
сущ.
болото
вязка
письмо
привязь
река
топь
Грамматический словарь Зализняка:
Вязь, вязи, вязи, вязей, вязи, вязям, вязь, вязи, вязью, вязями, вязи, вязях
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Т. н. соединение двух или нескольких письменных знаков, соседних друг другу, в один составной знак; встречается очень часто в некоторых системах письма, напр. в санскритском деванагари, и в позднейшей, или так называемой хорватской глаголице. Такая В. различается от современных монограмм (вензелей) тем, что последние заключают в себе сплетенные друг с другом две или несколько целых букв в полном их очертании, между тем как в санскритской или глаголической вязи все сходные черты букв сливаются в одну черту, из которой во все стороны вырастают всякого рода разновидности, по которым надо узнать, сколько и какие именно буквы вошли в состав данного сложного знака. Случается и так (в деванагари, напр.), что характеристическая черта, обозначающая известный знак, в вязи совсем не похожа на самостоятельный знак, выражающий тот же звук; но таких случаев вообще мало. По своему виду В. делится на три типа: простая, сложная и узорная.
Простая В. составляет древнейший тип, вероятно, уже в X в. проникший в Россию из Византии. Встречается на многих древних памятниках. Первоначально она служила для сокращения письма; так, на кресте гробницы Ярослава (в Софийском соборе, в Киеве) уже встречается вязь буквы н и и, в которых при соединении средняя черта выпадает. Употребление щ, вместо отдельных ш и т, мы встречаем в Остромирове Евангелие (1056-1057), в Изборнике Святослава (1073) и других памятниках. На рисунке 1-м представлен образец такой вязи: "в лето 7079" (1571).
1.
Сложная В. представляет развитие простой; русская письменность XIV в. отличается распространением вязи такого типа. На рис. 2-м изображена одна из 4-х надписей на ставном подсвечнике, у раки св. митрополита Ионы (в Успенском соборе, в Москве), писанная такою вязью: "повелением великого государя царя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца".
2.
Узорная В. явилась, вероятно, одновременно со сложною, от которой отличается украшенными арабесками и узорными буквами, иногда расположенными, в свою очередь, в виде фигуры или орнамента. Образец такой вязи представляет рисунок 3-й (заголовок одной грамоты XVII века): "Божией милостью".
3.
В посольских бумагах вязь, наряду с так называемою литореею, стала применяться в конце XVI в. Так, гонец Андрей Иванов в 1590 г. писал из Литвы к царю вязью (Карамзин, т. X, изд. 1824 г.).
Явившись для ускорения письма и выигрыша места, В. (особенно узорная) впоследствии послужила к образованию особого условного письма, вензеля и монограммы (см. Палеография).
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025