Большая биографическая энциклопедия:
Вениамин
(в миру Василий Антонович Благонравов) (1825—1892), церковный деятель, миссионер, архиепископ Иркутский с 1873. Глава Иркутской православной миссии (1873—90).
Вениамин
(в миру Василий Павлович Казанский) (1874—1922), митрополит Петроградский и Гдовский с 1917. В 1922 арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей, расстрелян по приговору Петроградского революционного трибунала. В 1991 реабилитирован. Канонизирован Русской православной церковью.
Мифологическая энциклопедия:
(еврейск. binjamin, «сын правой стороны», т. е. «счастливый», «удачливый» или «сын юга», т. к. именно юг был для традиционного ближневосточного мышления «правой» стороной)
в библейском повествовании один из двенадцати сыновей Иакова, родоначальник одного из «колен Израилевых». В.- последний сын Иакова (заведомо ложное, но распространенное в еврейской литературе от Филона, 1 в. до н. э.- 1 в. н. э., и апокрифов толкование понимало само имя «В.» как слегка модифицированное benjamim, «сын дней», т. е. «сын старости»; апокрифическая традиция определяет возраст отца при рождении В. в 100 лет). Мать В., как и Иосифа, — Рахиль (это определяет особую близость между ними, так что В. не разделяет зависти других, единокровных, но не единоутробных братьев к Иосифу). Рождается он на кочевом пути из Вефиля в Ефрафу — Вифлеем (будущее место рождения Иисуса Христа), причем Рахиль умирает родами: на смертном одре она называет новорожденного Бен-Они («сын муки моей»), но отец дает ему более «счастливое» имя (Быт. 36, 16-19). В. — предмет особенной заботы отца (посылая других сыновей в Египет, Иаков не решается послать В.: «не случилось бы с ним беды». Быт. 42, 4). Но В. принужден явиться в Египет по особому требованию Иосифа, который при виде В., «сына матери своей», не может удержаться от слез, «потому что воскипела любовь к брату его» (43, 29-30). Затем В. служит орудием испытания, которому Иосиф подвергает братьев; те не покидают В. в (мнимой) опасности порабощения за (мнимую) кражу; открыв себя братьям, Иосиф «пал на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его» (45, 14). При раздаче подарков В. оказывается одарен Иосифом особенно щедро. Образ В. как младшего дитяти, к которому продолжают относиться отчасти как к ребенку и тогда, когда он давно стал взрослым, и чувствительная, «слезная» атмосфера связанных с ним эпизодов контрастируют с благословением, которое дает ему на смертном одре отец: «Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (49, 27); но это относится не к личности самого В., а к последующей истории его племени, которое отличалось особой воинственностью, давало израильскому войску особенно искусных лучников (1 Парал. 7-8 и др.); в лице Саула воин из племени В. стал царем Израиля. Апостол Павел называет себя: «из колена Вениамином» (Рим. 11, 1).Позднейшие иудейские легенды расцвечивают колоритными деталями рассказ о рождении В. (двенадцатилетнее вымаливание Рахилью еще одного сына у бога, вскармливание новорожденного сиротки молоком Валлы и т. д.), о его приключениях у Иосифа в Египте и других моментах его жизни. с. с. Аверинцев.
Словарь личных имен:
А, муж.; разг. Веньямин, -а.
Отч.: Вениаминович, Вениаминовна; разг. Вениаминыч.
Производные: Вениаминка; Веня (Вена); Венюля (Венуля); Венюра (Венура); Венюся (Венуся); Венюша (Венуша); Виня; Мина.
Происхождение: (Др.-евр. ben-jamin — сын десницы (правой руки); любимый сын.)
Именины: 11 янв., 27 янв., 13 марта високосного года, 13 апр., 11 авг., 10 окт., 26 окт.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
Вениамин, муж. имя (Вениаминович, Вениаминовна), Веньямин
Веньямин, муж. имя (Веньяминович, Веньяминовна)
Словарь синонимов русского языка:
сущ.
веньямин
имя
младший
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Младший сын библейского патриарха Иакова, "сын скорби", так как рождение его имело смертельный исход для его матери, любимой жены Иакова, Рахили. Впрочем, Иаков, находя в нем после смерти Рахили главное себе утешение, предпочитал называть его "сыном своей старости". Он был единственный родной брат по матери Иосифу, который любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своем предсмертном благословлении характеризовал его "как хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу" (Быт. XLIX, 27). Последующая история колена Вениаминова вполне оправдывает эту характеристику. Заняв небольшую, но центральную площадь в Палестине (к северу от Иерусалима), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом. Их пращники вошли в пословицу. Из среды Вениамитян вышел первый израильский царь Саул, отличавшийся своим исполинским ростом. Воинственность развила в них крайнее самомнение, которое однажды привело их к ожесточенной борьбе со всеми остальными коленами, едва не окончившейся полным истреблением колена, восстановленного лишь через похищение девиц оставшимися немногими членами его (Суд. XIX). По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрожденном Иудейском царстве, и из него произошел великий соименник царя Саула — Савл, впоследствии апостол Павел.
А. Л.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025