Большой энциклопедический словарь:
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (1857-1929) — американский экономист и социолог. Основоположник институционализма в западной политэкономии. Сторонник социального дарвинизма. Особую роль в общественном развитии отводил технической интеллигенции. Идеи Веблена стали основой различных теорий технократии.
Большая советская энциклопедия:
Веблен
(Veblen)
Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, штат Висконсин, — 3.8.1929, около Менло-Парка, штат Калифорния), американский экономист и социолог. Профессор экономики в Чикагском, Станфордском и Миссурийском университетах. Взгляды В. противоречивы и сочетают критику некоторых сторон капитализма с мелкобуржуазным утопизмом. Под влиянием Маркса В. считал основой социальной жизни материальное производство. Однако он сводил общественное производство лишь к технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и недооценивая значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии производства и эволюция общества сводится в основном к процессу умственного приспособления индивидов к этим изменениям.
Рассматривая любое общество как промышленную машину, составными частями которой являются экономические институты, В. представлял историю как результат борьбы двух основных классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников, организующих материальное производство. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по В., частную собственность, национализм, религиозное невежество. В некоторых работах В. предлагал передать руководство хозяйством и всем обществом производственно-технической интеллигенции, создать «генеральный штаб» из инженеров и техников, который, используя политическую власть, сумеет развивать производство в интересах общества. Однако от многих этих утопических идей, использованных затем в технократических теориях, В. в конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «неработающего класса» (leisure class), идея отставания культуры от техники и критика некоторых аспектов американской жизни, оказали значительное влияние на развитие американской немарксистской социологии.
Соч.: The theory of business enterprise, N. Y., 1904; The instinct of workmanship and the state of the industrial arts, N. Y., 1918; Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, N. Y., 1934; The place of science in modern civilization and other essays..., N. Y., 1961; The engineers and the price system, N. Y., 1963.
И. С. Добронравов.
Новейший философский словарь:
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929) — американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения: «Теория праздного класса» (1899), «Инстинкт квалификации и состояние ремесел» (1914), «Инженеры и система цен» (1921) и др. Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По В., эволюция социальных институтов — закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни — происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения. Основным консервативным фактором — сложившиеся стереотипы мышления. Существующие институты всегда являются, согласно В., результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых В. выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, В. указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других. Следуя Моргану, В. выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по В., были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние «мира бизнеса» (современной ему разновидности праздного класса) и «мира индустрии» (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства В. связывал с переходом власти от «бизнеса» к «индустрии», переходом, который произошел бы, по мнению В., в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы «мир бизнеса» к отступлению. Концепция противостояния «бизнеса» и «индустрии» стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли. В. также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу.
Социологический словарь:
Веблен (Veblen) Торстейн Бунд (30.07.1857, Като, штат Висконсин, США-03.08.1929, Пало Алто, штат Калифорния, США) — американский социолог, экономист, социальный критик. Определяющее влияние на формирование взглядов Веблена оказали Дж. Кларк, Самнер, Л. Лафлин, Милль, Кант, К.Маркс.Преподавал в университетах Чикаго, Миссури, Нью-Йорка. Представитель институциональной школы.
В своих исследованиях Веблен сочетал исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников. Во многом намерения и стиль работы Веблена аналогичны современной исторической социологии. История человеческой цивилизации, по Веблену — это смена преобладающих в определенные периоды истории различных социальных институтов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления.
Первая стадия — доисторические времена первобытного общества; вторая — исторические времена "грабительского об-ва", включающего эпоху варварства (непосредственного военного насилия) и эпоху денежного общества (насилия, опосредованного товарно-денежными отношениями); последняя, в свою очередь, включает ремесленную и машинную ступени. В доисторические времена социальные институты лишь зарождались и социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, среди которых Веблен называл главными родительский инстинкт, инстинкт мастерства и "праздного любопытства" (познания). Эти инстинкты сохраняют основополагающее значение и для других эпох. Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами "денежной конкуренции" и "показного потребления". В решении вопроса о механизме обществ, развития Веблен своеобразно сочетал распространенную в его время схему социального дарвинизма (Дарвинизм социальный), основанную на законах естественного отбора, адаптации и борьбы за существование, с одной стороны, с концепциями опережающего технико-экономического развития и культурного отставания — с другой. По его мнению, двигателем развития обещества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения, а в конечном счете и смену.
Основная характеристика состояния обещества в начале 20 в. — противостояние интересов индустрии и бизнеса. В преодолении этого противостояния авангардную роль, по Веблену, призвана играть технократия — все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов. Технократы, по Веблену, обладают достаточными знаниями и умением, чтобы приводить отстающие в своем развитии институциональные формы в соответствие с новейшими технологическими изменениями.
Технократическая теория Веблена стала неотъемлемой частью современной западной социологии (Индустриальное общество, Постиндустриальное общество. Стадий роста концепции, Гэлбрейт, Белл, Ростоу, Тоффлер). Веблен — один из создателей социологической концепции потребления. Индивидуальный акт приобретения кой-либо вещи представляет собой (особенно в "машинную эпоху") не столько экономический акт товарно-денежного обмена, сколько акт "показного потребления", демонстрирующего принадлежность индивида к определенному классу. Потребляемые индивидом вещи Веблен рассматривал как символы или показатели статуса потребителя. При массовом производстве товаров, не принадлежащих к числу необходимых, потребление индивида связано не с жизненной потребностью, а с соображениями поддержания или повышения определенного мнения о нем в глазах людей его круга. Такое понимание потребления и его роли в современных социальных отношениях легло в основу создания концепции общества потребления (Об-во изобилия, Благоденствия массовое об-во), пороки которого Веблен обличал задолго до его реального становления.
Соч.: 1) Теория праздного класса. М., 1984. 2) Instinct of the workmanship and the state of the industrial arts. N. Y., 1914. 3) The engineers and the price system. N. Y., 1921
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025