Определение слова «синкопа»

Толковый словарь Ефремовой:

синкопа
I ж.
Смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую (в музыке).
II ж.
Выпадение одного или нескольких звуков в середине слова (в лингвистике).

Толковый словарь Ушакова:

СИНКО́ПА, синкопы, ·жен. (·греч. synkope — сокращение).
1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.).
2. Исчезновение звука в середине слова (линг.).

Большой энциклопедический словарь:

СИНКОПА (греч. synkope, букв. — обрубание, сокращение) ,1) в музыке — смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.
2) В стихе — переакцентуация.

Большой словарь иностранных слов:

Синкопы, ж. [греч. synkope – сокращение]. 1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.). 2. Исчезновение звука в середине слова (лингв.).

Толковый словарь Кузнецова:

синкопа
СИНКОПА -ы; ж. [греч. synkop — сокращение, пропуск]
1. Муз. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую, нарушающее плавность ритма и создающее ощущение остроты, взволнованности. Правило синкоп. Синкопы характерны для румбы, фокстрота. С. — особенность музыки американских негров. С. не может начинаться длительностью меньше половинной ноты.
2. Лингв. Выпадение одного или нескольких звуков в середине слова.
Синкопированный, -ая, -ое. С-ая мелодия. С. ритм.

Малый академический словарь:

синкопа
-ы, ж.
1. муз.
Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую.
2. лингв.
Исчезновение звука (звуков) в середине слова.
[От греч. — сокращение]

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. sygkopn — усечение)перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую. Типичный случайпродление звука со слабого времени на сильное или относительно сильное время:

и т.п. Термин "С", введённый в эпоху ars nova, заимствован из грамматики, где он означает выпадение неударного слога или гласного звука внутри слова. В музыке обозначает не только выпадение неударного момента и преждевременное наступление акцента, но и любые сдвиги ударения. С. могут быть как "предваряющими", так и "запаздывающими" (см.: Браудо И. A., Артикуляция, с. 78-91), хотя это разграничение не может быть проведено с полной определённостью.
В полифонии строгого стиля С., обычно образуемые задержаниями, являются по существу запаздывающими:

В полифонии более позднего времени, где диссонансы применяются свободно, приготовления, связанные с диссонирующим звуком лигой, приобретают характер предваряющих С. Во мн. случаях направление сдвига не может быть установлено: таковы, напр., ударения между метрич. опорами, создающие непрерывность движения, как в начале allegro 1-й части симфонии Моцарта D-dur (К.-V. 504). Осн. признак С. — отклонение реальной акцентуации от нормативной, предписанной тактовым метром, создающее ритмич. "диссонансы", к-рые разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций:

Л. Бетховен. 4-я симфония, 1-я часть.
К ритмич. диссонансам, требующим разрешения, принадлежит т.н. гемиола.
Отступление от нормальной акцентуации дало основание теоретикам 17 в. отнести С. (syncopatio) к муз.-риторич. фигурам, т. е. к отклонениям от обычного способа выражения (как определяла фигуры антич. риторика).
По тем же причинам понятие С. позднее было распространено на все виды неметрич. акцентов, в т.ч. на случаи, когда за акцентом на слабой доле следует на сильной доле не продление звука, а пауза (), а также на временные акценты на метрически слабой доле, когда на неё приходится бульшая нотная длительность, чем на предшествующую сильную (см. Ломбардский ритм).
К последнему типу относятся мн. фольклорные ритмы; они сходны с антич. ямбом или ср.-век. 2-м модусом, к-рые в условиях тактовой ритмики воспринимаются как С., однако по своей природе принадлежат к более ранней ритмич. системе, где длительность не является средством акцентуации и где распределение акцентов не регулируется тактом (см. Метр).
Т. о., в указанных случаях нет характерного для С. конфликта между реальной и метрич. акцентуацией. Конфликт между метром и акцентуацией в одних случаях активизирует метрич. опоры (даже если они не реализованы в звучании), создавая внутр. толчки, подчёркивающие точный темп, в других — затушёвывает метрич. опоры и создаёт своего рода tempo rubato ("скрадываемый темп").
С. 1-го рода характерны для скорых темпов, особенно в классич. музыке (где доминирует "ритмич. энергия"), а также для танц. и джазовой музыки 20 в.; здесь преобладают С. предваряющего типа (напр., начало фп. сонаты ор. 31 No 1, G-dur и кода из увертюры "Леонора No 3" Бетховена, С. во мн. произв. Р. Шумана).
Реже активизация метра и темпа достигается запаздывающими С. (напр., увертюра "Кориолан" Бетховена, гл. партия увертюры П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта"). В романтич. музыке часто встречаются С. противоположного, "рубатного" характера. Ритмич. диссонансы при этом иногда остаются без разрешения (напр., в окончании пьесы Листа "Bйnйdiction de Dieu dans la solitude" для фп.):

P. Лист. Bйnйdiction de Dieu dans la solitude, пьеса для фп.
В произв. романтиков широкое распространение получают запаздывающие С. Типичным приёмом является запаздывание мелодии, сходное с suspension в орнаментике муз. стиля барокко (, исполняется ) и представляющее собой выписанное rubato, как оно понималось в 17-18 вв.:

Ф. Шопен. Фантазия f-moll для фп.
См. также далее.
Предваряющие С. у романтиков и особенно у А. Н. Скрябина, заостряя ритмич. диссонансы, не подчёркивают метрич. пульсацию.

P. Шопен. Ноктюрн c-moll для фп.
Литература: Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1965; Mазель Л. А.,Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967, с. 191-220.
М. Г. Харлап.

Грамматический словарь Зализняка:

Синкопа, синкопы, синкопы, синкоп, синкопе, синкопам, синкопу, синкопы, синкопой, синкопою, синкопами, синкопе, синкопах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru