Определение слова «СЕРАФИМЫ»

Большой энциклопедический словарь:

СЕРАФИМЫ — одна из категорий ангелов.

Мифологическая энциклопедия:

(еврейск. `SUP`e[[/SUP]]rphm, «огненные», «пламенеющие», от корня rp со значением «гореть», «сжигать», «обжигать»)
в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближенные к престолу бога и его прославляющие. Их описание содержится в ветхозаветной Книге пророка Исайи (Ис. 6, 2-З): «у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал...». Один из С. очищает уста пророка, коснувшись их горящим углем, который он берет клещами с жертвенника, и этим приготовляет его к служению (6, 6-7). Этот образ составил один из распространенных сюжетов христианской иконографии. В русской литературе сюжет использован в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк».Подобно херувимам, С. отражают древнейшие ближневосточные представления о крылатых сверхъестественных существах с охранительными функциями. Этимологическая связь С. (в их близости богу) с огнем, пыланием осложняется их ассоциацией со змеями, также, в свою очередь, многообразно связываемыми с огнем и обозначаемыми (Чис. 21) тем же словом (в т. ч. Медный змей), более того — с крылатыми драконами (Ис. 14, 29; 30, 6). Древневавилонская параллель к С. — шестикрылый демон, в каждой руке держащий по змее (изображение на рельефе, найденном в Тель-Халафе, Северная Сирия).«Книга Еноха», насыщенная описаниями ангельских чинов, помещает С. вместе с херувимами на шестое небо и передает их в ведение архангела Гавриила. В христианской традиции, по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 — нач. 6 вв.), С. — первый чин, составляющий вместе с херувимами и престолами первую триаду, характеризуемую непосредственной близостью к богу. См. ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ.Лит.: Stier F., Gott und sein Engel im alien Testament, Mnster, 1934; Langton E., Ministries of the Angelic Powers, L., 1936;Ziegler М., Engel und Dmon im Lichte der Bibel, Zrich, 1967.

Теософский словарь:

(Евр.) Небесные существа, описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название — SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в "Числах" и "Второзаконии". Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется также и как символ Света. Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (См. Овид., "Метам.", кн. XV.) Серафимы "Ветхого Завета", видимо

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru