Определение слова «реприза»

Толковый словарь Ефремовой:

реприза
I ж.
1. Повторение какого-либо раздела музыкального произведения (в музыке).
2. Нотный знак, указывающий на такое повторение.
II ж.
Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на эстраде).
III ж.
Повторный удар (в фехтовании).
IV ж.
Возобновление лошадью прежнего аллюра (в спорте).

Большой энциклопедический словарь:

РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre — возобновлять, повторять) ,1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).
2) В цирке и на эстраде — словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).
3) В цирке — движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.

Большая советская энциклопедия:

I
Реприза (франц. reprisc, от reprendre — брать обратно, возобновлять)
в музыке, повторение какого-либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его первого проведения иным по характеру средним разделом. Наряду с точной Р. часто используется и видоизменённая. См. Музыкальная форма.
II
Реприза
в цирке и на эстраде, 1) словесная, словесно-действенная или пантомимическая шутка, острота, исполняемая клоунами или артистами разговорного жанра. 2) Комбинация связанных между собою трюков, после которых следует пауза. 3) В конном цирке — движение лошади одним и тем же аллюром (См. Аллюры).

Большой словарь иностранных слов:

РЕПРИЗА, репризы, ж., и РЕПРИЗ, реприза, м. [фр. reprise – возобновление, повторение] (спец.). 1. Возобновление лошадью прежнего аллюра. 2. В музыкальной пьесе – повторение известной части (муз.). || Нотный знак этого повторения (муз.). 3. Возобновление театральной пьесы на сцене (театр.). 4. В цирке и на эстраде : короткий шуточный номер (словесный или пантомимический).

Толковый словарь Кузнецова:

реприза
РЕПРИЗА -ы; ж.; РЕПРИЗ, -а; м. [франц. reprise]
1. Муз. Повторение какого-л. раздела музыкального произведения; нотный знак этого повторения.
2. В цирке и на эстраде: короткий шуточный номер (словесный или пантомимический). Клоун для реприз. Писать репризы.

Малый академический словарь:

реприза
-ы, ж. и реприз, -а, м.
1. муз.
Повторение какого-л. раздела музыкального произведения.
Средняя часть «Рапсодии» [Рахманинова], основанная на новой теме, носит элегический характер. Реприза вновь возвращает к прежнему материалу. А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов.
||
Нотный знак этого повторения.
2.
Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами разговорного или пантомимного жанра в цирке или на эстраде.
[Маяковский] не гнушался цирком, писал репризы --- для клоунов. Лебедев-Кумач, О качестве поэзии и о качестве критики.
В Краснодаре публика не всегда реагировала на мои репризы. М. Румянцев, На арене советского цирка.
[франц. reprise]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. reprise, от reprendre — возобновлять).
1) Повторение темы или группы тем после этапа её (их) развития или изложения нового тематич. материала. Однократная Р. создаёт 3-частную схему ABA (где В — развитие начального материала или новый материал) и образует структурную основу простых репризных форм (2- и 3-частной), а также сложной 3-частной и сонатной форм. Неоднократная реприза АВАВА или АВАСА образует основу двойной и тройной 3-частных форм, а также формы рондо, рондо-сонаты.
Большая роль Р. в муз. форме определяется след. фундаментальными принципами: Р., создавая симметрию, выполняет функцию архитектонического, конструктивного скрепления формы; Р., возвращая начальный тематич. материал, подчёркивает его роль как основного, по отношению к к-рому материал среднего раздела (В) получает значение побочного.
Р. не обязательно точно повторяет начальный раздел. Его фактурные изменения создают варьированную Р. (П. И. Чайковский, Ноктюрн cis-moll для фп., ор. 19 No 4). Воспроизведение начального раздела с усилением его экспрессивности ведёт к образованию динамизированной (или динамической) Р. (С. В. Рахманинов, Прелюд cis-moll для фп.).
Р. может воспроизводить начальный материал в др. тональности — так возникает тонально-смещённая Р. (Н. К. Метнер, Сказка f-moll для фп. ор. 26 No 3). Встречается и только тональная Р. без повторения начального тематич. материала (Ф. Мендельсон, "Песни без слов" для фп., No 6). В сонатной форме распространена субдоминантовая Р. (Ф. Шуберт, 1-я часть фп. квинтета A-dur).
Ложной Р. называется момент воспроизведения начальной темы в неглавной тональности в конце ср. части формы, после к-рого начинается подлинная Р. Зеркальная Р. воспроизводит ранее изложенный материал, состоящий из двух или более тем, в обратном порядке (Ф. Шуберт, песня "Приют", схема AB С ВА).
2) Ранее Р. называли часть формы, отграниченную двумя знаками повторения — || : : ||. Название вышло из употребления.
Литература: см. при статье Форма музыкальная.
В. П. Бобровский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
реприза, -ы

Толковый словарь Ожегова:

РЕПРИЗА, ы, ж. (спец.).
1. Повторение какой-н. части музыкального произведения, а также новый знак такого повторения.
2. В цирке, на эстраде: короткая шуточная сценка, исполняемая между основными номерами. Клоун для реприз. Репризы коферансье.
3. В цирке: движение лошади одним и тем же аллюром, возобновление прежнего аллюра.
| прил. репризный, ая, ое.

Грамматический словарь Зализняка:

Реприза, репризы, репризы, реприз, репризе, репризам, репризу, репризы, репризой, репризою, репризами, репризе, репризах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru