Новая философская энциклопедия:
РЕЙМАРУС (Reimarus), Герман Самуэль (22 декабря 1694, Гамбург – 1 марта 1768, там же) – немецкий философ, просветитель, виднейший представитель теории естественной религии [ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ]. В посмертно и анонимно опубликованной Готфридом Лессингомв 1774 работе «Апология или оправдание разумного почитателя Бога» подверг резкой критике Библию и позитивную религию, указывая на земной и исторический характер их происхождения, на наличие в них множества противоречий, лжи и даже прямого обмана. Противопоставляя исторической религии естественную, основанную на принципах разума, считал единственным чудом и свидетельством бытия Бога само существование мира, многообразие чувственных вещей природы, ее необходимых причинных и целесообразных связей и отношений, в которых и обнаруживается ее мудрое устройство. В противоположность плоской телеологии X.Вольфасоздал продуманную концепцию целесообразности, основанную на наблюдениях органического мира, изучении физиологии и инстинктивного поведения животных и т.д., что позволило ему стать одним из родоначальников зоопсихологии. Критикуя крайний рационализм вольфианской метафизики, принцип предустановленной гармонии [ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ]и тождества реальных и логических оснований, опирался в своей гносеологии и этике на идеи британского эмпиризма, философии морального чувства и здравого смысла. Задачей просвещения считал воспитание и развитие природных способностей человека к познанию истины, добра и красоты, его задатков и склонностей к разумной и целесообразной жизнедеятельности, направленной на достижение счастья, индивидуального и всеобщего блага.
Сочинения:
1. Abhandlungen von den vornehmsten Wahrheiten der natrlichen Religion. Hamb., 1754;
2. Die Vernunftlehre... Hamb., 1756;
3. Apologie oder Schutzschrift fr die vernnftigen Verehrer Gottes, 2 Bde. Fr./M., 1972;
4. Allgemeine Betrachtungen ber die Triebe der Thiere. [Hamb.], 1760.
Литература:
1. Гулыга А.В. Из истории немецкого материализма. М., 1962, с. 35–36;
2. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века. М., 1996, с. 70–71;
3. Strauss D.Fr. H.S.Reimarus und seine Schutzschrift. Bonn, 1877;
4. Bttner W. H. S.Reimarus als Metaphysiken Padernborn, 1909;
5. Kstlin H. Das religise Erleben bei H.S.Reimarus. Tb., 1919.
В.А.Жучков
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(Германн-Самуил Reimarus, 1694—1768) — немецкий ученый; был профессором еврейского языка и математики в Гамбурге; много писал по философии и естественной истории, как влиятельный представитель деизма. Для него единственным божественным чудом является творение; другие чудеса, по его учению, противоречили бы божественной мудрости и совершенству. Р. — сторонник телеологической точки зрения: целью Бога при сотворении мира было согласовать все созданное с возможно большим удовольствием живых существ. Статьи Р. превозносились, в свое время, как превосходный оплот против материализма и спинозизма. Главные сочинения его: "Abhandl. von den vornehmsten Wahrheiten der natrlichen Religion" (Гамбург, 1754), "Allgemeine Betrachtungen ber die Triebe der Thiere" (1762), "Vernunftlehre" (1756). После его смерти Лессинг (в 1774, 1776 и 1777 гг.) издал его заметки, под заглавием: "Fragmente des Wolfenbttelschen Ungenannten"; позже они были соединены под общим именем "Schutzschrift f. die vernnftigen Verehrer Gottes". Cp. Лессинг (см. это имя).
См. D. Strauss, "Reimarus und seine Schutzschrift etc." (Бонн, 1877).
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025