География. Современная энциклопедия:
Мальтус
(malthus ) tомac Роберт (1766–1834 ), английский экономист, автор первой в истории научной теории народонаселения. Идеи Мальтуса легли в основу концепций мальтузианства, в которых неограничиваемый рост численности населения рассматривается в качестве причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф. Основываясь на якобы существующей закономерности возрастания численности населения в геометрической прогрессии, а средств существования – в арифметической, Мальтус вывел статистический оптимум населения, при котором ещё не начинают действовать «разрушительные факторы» (войны, эпидемии, голод и др. ), корректирующие рост численности населения. Мальтус впервые указал на возможность негативных последствий роста населения, привлёк внимание к проблемам перенаселения, выдвинул идею регулирования численности населения.
Большая советская энциклопедия:
Мальтус
(Malthus)
Томас Роберт (17.2.1766, Рукери, близ Гилфорда, — 23.12.1834, близ Бата), английский экономист, священник. Окончил Джезус-колледж Кембриджского университета (1788). Получил учёную богословскую степень (1793). В 1797—1803 исполнял обязанности викария одного из приходов графства Суррей. В 1805—34 профессор кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника. М. — идеолог обуржуазившейся земельной аристократии и один из основоположников вульгарной политической экономии (См. Вульгарная политическая экономия) в Великобритании. Защищая интересы господствующих классов, М. решительно выступил против идей утопического социализма У. Годвина, прогрессивных для своего времени взглядов идеологов французской буржуазной революции М. Кондорсе, Ж. Ж. Руссо и других. В труде «Опыт о законе народонаселения» (1798) стремился объяснить бедственное положение трудящихся и безработицу «абсолютным избытком людей», действием «естественного закона народонаселения» (см. Мальтузианство). М. отвергал трудовую теорию стоимости Д. Рикардо, сводя стоимость товара к издержкам производства, рассматривал прибыль как номинальную надбавку к стоимости товара. Отделив прибыль от труда, М. утверждал, будто прибыль капиталиста имеет своим источником не прибавочную стоимость, а продажу товара выше его стоимости. На этой основе М. развил вульгарную теорию реализации, утверждая, что реализация любого количества товаров и услуг не может быть обеспечена за счёт совокупного спроса рабочих и капиталистов вследствие продажи товаров на рынке выше их стоимости. М. видел решение проблемы реализации в постоянном росте непроизводительного потребления так называемых третьих лиц, то есть землевладельцев, их прислужников, офицеров, попов, якобы могущих создать необходимый для капиталистического производства дополнительный спрос на всю массу производимых в обществе товаров.
К. Маркс подчёркивал, что М. экономически оправдывал и защищал тождественные интересы промышленной буржуазии и земельной аристократии «...против массы народа, против пролетариата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 121), стремясь к укреплению существовавшего строя, к выгоде господствующих классов.
Современные буржуазные экономисты (см. Кейнсианство), апологетически трактуя закономерности капитализма, взяли на вооружение ряд положений М. в вопросах реализации и мерах поддержания «эффективного спроса» для регулирования капиталистической экономики.
Соч.: An inquiry into the nature and progress of rent, and the principles by which it is regulated, L., 1815; Principles of political economy considered with a view to their practical application, L., 1820; в русском переводе — Опыт о законе народонаселения..., [перевод с английского], т. 1—2, СПБ. 1868.
Лит.: Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2; Маркс К., Теория прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26, ч. 2, гл. 9.
А. П. Судоплатов.
Новейший философский словарь:
МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (1766-1834) — английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус-колледже Кембриджского университета (1784-1788). Магистр (1791), помощник священника в одном из приходов графства Суррей. В 1795-1804 преподавал в Джезус-колледже. С 1805 до конца жизни — профессор современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где совмещал преподавание с деятельностью священника. По политическим убеждениям — умеренный виг. Член Королевского научного общества (1819), сооснователь Лондонского клуба политической экономии (1821), член Королевского литературного общества (1824) и Лондонского статистического общества (1834). М. стал широко известен благодаря книге «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода», первое издание которой было опубликовано (анонимно) в 1798. Взгляды, изложенные в этой книге, выработал в полемике со своим отцом. Отец М. был другом и поклонником Руссо, с энтузиазмом воспринял реформистские идеи У. Годвина, считавшего причиной социальных проблем недостатки общественного строя и выступавшего за упразднение частной собственности. Скептически относясь к целесообразности радикальных реформ, М. попытался указать проблему, с которой человечество должно неминуемо сталкиваться вне зависимости от общественного устройства. По его мнению, численность населения, если тому не возникает помех, имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства существования увеличиваются, в лучшем случае, лишь в арифметической, что создает неустранимую основу существования социальных проблем. В этой связи М. рассматривал нищету, голод, преступность, войны и социальные катаклизмы как симптомы перенаселенности и выступал против благотворительности, считая, что она лишь подхлестывает рост численности беднейших слоев населения и тем самым усугубляет ситуацию. Стремясь смягчить мрачную и безысходную картину, обрисованную в первом издании «Опыта...», М., начиная со второго издания (1803), попытался указать средство, способное уменьшить ужасы нищеты, болезней и голода, усматривая таковое в нравственном воздержании, обуздании полового инстинкта. Настаивал на «строгом исполнении требования целомудрия» до вступления в брак, а саму возможность брака ставил в зависимость от наличия средств для содержания семьи. Считал, что институты частной собственности и моногамного брака возникли как результат инстинктивной борьбы человечества с бедствием чрезмерного размножения, т.к. они возлагают на каждого человека индивидуальную ответственность за содержание потомства, сдерживая в определенной мере рост населения. Труды М. вызвали широкий общественный резонанс, получив, главным образом, негативную оценку. Несмотря на это, они оказали существенное воздействие на развитие различных отраслей знания. Заметное влияние М. на свои взгляды признавали, например, Д. Рикардо и Дарвин.
Новая философская энциклопедия:
МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей – 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) – английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери.
Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в «политическую философию» (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение «влияния реформаций и революций» на нравы, мораль и религию, определяющие «характер нации» и т.д.). Научное и философское мировоззрение Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17–18 вв. (Т.Гоббс [ГОББС], Дж.Локк [ЛОКК], Б.Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах «прав человека», «достижения всеобщего благоденствия», научного и общественного прогресса – вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д.Юма, А.Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э.Бёрка [БЕРК](идеи, идеалы и практика раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.
Для обоснования «закона народонаселения» (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: Р.Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж.Стюарта, Дж.Таунсенда и др. Однако суть, направленность и цель первой анонимной публикации Мальтуса («Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей», Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу – неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, что первое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе – в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что проблема гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот термин Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях вопрос о формах (разрушительные, т.е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т.е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, экология, география человека, популяционная статистика, социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: «Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое счастье; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют».
В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта «наука обнаруживает большую близость к наукам о морали и политике, чем к математике». Его труд «Принципы политической экономии» (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д.Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж.М.Кейнсом, который включил Мальтуса в число самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж.Милль и Дж.С.Милль, Ч.Дарвин [ДАРВИН], А.Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, «попом», продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. «Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек» (Маркс К. Капитал, т. 1. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.).
Сочинения:
1. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. – В кн.: Антология экологической классики. М., 1993, с. 3–134;
2. The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by . . Wrigley, D.Souden. L, 1986, v. 1–8.
Литература:
1. Риккардо Д. Примечания к книге г-на Мальтуса «Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения». – В кн.: Риккардо Д. Соч., т. 3. М., 1955, с. 95–291;
2. Туган-Барановский М. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит, Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62–75;
3. Winch D. Malthus. Oxf., . ., 1987.
П.М.Кожин
Социологический словарь:
Мальтус (Malthus) Томас Роберт (17.02.1766, Рукери, близ Гилфорда,- 23.12.1834, близ Бата) — английский экономист, идеолог обуржуазившейся земельной аристократии, один из основателей вульгарной политэкономии, священник англиканской церкви; был профессором кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании близ Хартфорда.
Основной труд Мальтуса — "Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода" — В этом произведении Мальтус выдвинул положение о существовании вечного закона убывающей производительности последовательных затрат, или — применительно к сельскому хоз-ву — закона убывающего плодородия почвы. Суть закона, по Мальтусу, в том, что если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств — в арифметической, что приводит к превышению численности населения над объемом жизненных благ, который ликвидируется в результате распространения эпидемий, голода и войн.
Мальтус рассматривает вcе социальные процессы в обществе с т. зр. "недопотребления". Согласно этой т. зр., при капитализме производится такое количество товаров, которое не может быть реализовано в силу недостаточного совокупного спроса рабочих и капиталистов. В силу слишком высокой производительности труда об-ву не требуются излишние рабочие. В то же время, считал М., для потребления произведенного продукта общество нуждается в постоянном возрастании численности непроизводительных потребителей, т. е. землевладельцев, их прислужников, офицеров, т. наз. "третьих лиц".
Соч.: 1) Опыт о законе народонаселения... СПб. 1868. 2) Principles of political economy. N. Y., 1964.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025