Большой энциклопедический словарь:
ЛОКА — в индийской мифологии мир как часть Вселенной; по представлениям древних индийцев, Вселенная состояла из 3 лока: земля, небо, подземное царство (ад) — поэтому она часто называется трилока ("три мира").
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:
"мир " как часть др.-инд. вселенной. Наиболее ранние универсальные представления о 2 мирах на космич. вертикали — земном и небесном, зафиксированные в "Ригведе", постепенно сменяются понятием "трилока", означающим троемирие — земля, где обитают люди, небо как местопребывание богов и подземный мир, принадлежащий демонам. В индуизме по мере усложнения космографии наряду с трилокой укореняется идея "многоярусности" высшего и низшего миров, состоящих соответственно из 7 надземных и 7 подземных сфер.
С. Невелева
Мифологическая энциклопедия:
(др.-инд. Lok, «мир», «свет»)
в индийской космологии и мифологии обозначение мира как составной части вселенной. Наиболее популярна концепция вселенной как трех миров — трилока: небо, земля, подземное царство (ад). Распространена и семичленная классификация верхнего и нижнего миров. Верхний мир: бхурлока (земля), бхуварлока (пространство между землей и солнцем, обиталище мудрецов), сварлока (пространство между солнцем и Полярной звездой, небеса Индры), махарлока (местопребывание Вхригу и других святых), джаналока (местопребывание сыновей Брахмы), тапарлока (местопребывание- божества Вирадж), сатьялока, или брахмалока (местопребывание Брахмы); первые три мира разрушаются в конце каждого дня (кальпы) Брахмы, а остальные — в конце его жизни (другие классификации предлагают несколько иные обозначения миров); нижний мир (геогола), обитаемый дайтьями, данавами, якшами, нагами и т. п.: атала, витала, нитала, габхастимат, махатала, сутала и собственно патала («Вишну-пурана»); ср. вариант «Падма-пураны»: атала (в подчинении Маха-майи), витала (владыка Хатакешвара, ипостась Шивы), сутала (владыка Бали), талатала (владыка Майя), махатала (местопребывание огромных змей), расатала (местопребывание дайтьев и данавов), патала (царство Васуки и нагов). В «Шива-пуране» предлагается восьмичленный вариант нижнего мира: патала, тала, атала, витала, тала, видхи-патала, шакра-бхуми, виджая. В том или ином виде сходное понимание состава вселенной унаследовано джайнской и буддийской космологией и такими направлениями древнеиндийского умозрения, как санкхья или веданта. Ср. свойственную им систему восьми миров: брахмалока (мир высших божеств), питрилока (мир питаров, т. е. «отцов», предков; риши и т. п.), сомалока (луна и планеты), индралока (мир низших божеств), гандхарвалока (мир небесных духов), ракшасалока (мир ракшасов), якшалока (мир якшей), пишачалока (мир пишачей). Концепция Л. оказала влияние и на первые варианты индийской ранненаучной космографии.Лит.: Kirfel W., Kosmographie der Inder nach den Quellen dargestellt. Bonn-Lpz., 1920;Hoffmann K., Bemerkungen zur vedischen Kosmologie, •Orientalische Literaturzeitung», 1954, Jg. 49, Spalte 389-96. В. Н. Топоров.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
лока, -и (мифол.)
Новая философская энциклопедия:
ЛОКА (санскр. loka – мир, вселенная, мироздание) – в индийских религиозно-философских системах вселенная или ее составная часть. Индийские мыслители представляли мироздание как иерархическую конструкцию миров, служащих местом морального испытания живых существ в зависимости от их деяний (карма [КАРМА], сансара [САНСАРА]).
В джайнизме [ДЖАЙНИЗМ]вселенная, состоящая из трех миров (нижнего, среднего и высшего), являющихся местом соответственно наказания (мир существ ада, имеющий в свою очередь семь уровней), наказания-вознаграждения (мир людей) и вознаграждения (мир богов), отделяется от не-мира (алока), служащего обителью «освобожденных» душ.
Хотя Будда объявил вопросы о конечности или бесконечности мира не имеющими отношения к спасению, буддизму [БУДДИЗМ]свойственна тенденция увеличивать количество мирозданий до бесконечности. Каждое из них составлено из трех миров – мира чувственных желаний (кама-лока), состоящего из семи небес и пяти нижних миров (людей, демонов, духов, животных, существ ада), мира формы (рупа-лока), разделенного на сферы, населенные богами, и мира не-формы (арупа-лока), разделенного на сферы в соответствии с четырьмя уровнями медитации (дхьяна [ДХЬЯНА]):уровнем бесконечности пространства, бесконечности сознания, бесконечности небытия и бесконечности сознания и несознания. Каждое мироздание проходит свой цикл развития, разрушается и потом возрождается.
В космографии индуизма [ИНДУИЗМ]три-лока включают землю, небо и атмосферу, которые в свою очередь делятся на семь сфер. Иногда вместо три-лока перечисляются семь высших и семь нижних миров.
В.Г.Лысенко
Теософский словарь:
(Санскр.) Область или ограниченное место. В метафизике — мир или сфера, или план. Пураны в Индии постоянно говорят о семи и четырнадцати Локах, выше и ниже нашей земли; о небесах и адах.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Мир, небо, одно из делений вселенной в индийской мифологии. Различают три Л.: небо, земля и преисподняя. Другие индусские классификации насчитывают семь Л., исключая ада. Философские школы Веданта и Санкхья признают восемь Л., или областей материального существования.
С. Б-ч.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025