Толковый словарь Ефремовой:
кондак м.
Короткое песнопение на тему праздника (в православном богослужении).
Толковый словарь Ушакова:
КОНДА́К, кондака, ·муж. (·греч. kontakion) (церк.). Краткая церковная песнь.
Большой энциклопедический словарь:
КОНДАК (от греч. kontakion) ,1) жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. Характеризуется диалогической драматизацией повествования, строфическим членением, наличием рефрена и акростиха, силлабической метрикой; после расцвета в 6 в. (Роман Сладкопевец) был вытеснен в 8-9 вв. каноном (как жанром гимнографии).
2) В позднейшем богослужении — короткое православное песнопение на тему праздника (реликт бывшего кондака).
Словарь по культурологии:
(греч. букв. — деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически — сам свиток) — жанр ранневизантийской гимнографии, возникший в V-VI вв. и в VIII в. вытесненный из богослужения каноном. Название «К.» появляется только в IX в.; до этого тексты такого жанра назывались гимном, псалмом, стихотворением, песнью, похвалой, молением (i3|lV0Q, yotX|l6<;, яо1тцла, ф5т], da|ia, SfeT]Gi<;). Первоначально К. — строфический гимн, содержащий обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов (от 3 до 13) и по ритмической организации соответствующих стихов. Первые буквы икосов образуют акростих. После заголовка, содержащего название праздника или имя святого, акростих К. и указание на мелодию, следует от 1 до 3 вступительных строф, называемых «кукулий» или «проимий» (яроо1|1ЮУ), метрически отличных от икосов. Кукулий и К. связаны между собой общим рефреном (припевом), который повторяется после каждого икоса. Последняя строфа содержит краткое описание воспеваемого события или лица и молитвенное обращение. К. восходит к трем гомилетико-литургическим жанрам сирийской литературы:
1) мемра, прозаическая проповедь, ритмизованная средствами синтаксического параллелизма, произносившаяся на утреннем богослужении после чтения Св. Писания;
2) мадраша, силлабический гимн со сложной строфикой, обязательным припевом и часто с акростихом;
3) сугита, диалогическое песнопение с обязательным акростихом (последние два жанра предполагают наличие мелодии). Эти жанры широко использовались в творчестве преп. Ефрема Сирина и других сирийских церковных поэтов IV-V вв., которым, по-видимому, следовал св. Роман Сладкопевец, образцовый автор в жанре К. В генезисе К. участвовали также рефренная псалмодия, восходящая еще к обиходу ветхозаветного храма, и синагогальная экзегетическая проповедь (мидраш), с которой связана гомилетическая установка К. Происхождение К. предопределило характер его исполнения: будучи по существу поэтической гомилией, К. исполнялся солистом, тогда как припев пел хор или народ. Разновидностью К. является акафист.
С возникновением канона К. в первоначальном виде постепенно исчез из литургической практики и отсутствует в соответствующих церковных книгах. От него остались только две строфы, называемые «К.» и «икосом», причем К. соответствует старому кукулию. К. в нынешнем значении исполняется со своим икосом на утреннем богослужении после 6-й песни канона.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь
Толковый словарь Даля:
кондак
КОНДАК м. церк. краткая песнь во славу Спасителя, Богородицы или святого.
Большой словарь иностранных слов:
Кондака, м. [греч. kontakion] (церк.). Краткая церковная песнь.
Толковый словарь Кузнецова:
кондак
КОНДАК -а; м. [греч. kontakion] Церк. Короткое песнопение, содержащее похвалу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию.
Музыкальная энциклопедия:
(от греч. kontakion) — жанр визант. церк. поэзия и музыки. Основоположник жанра и непревзойдённый творец К. — Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. 6 в.). Его К. — многострофные драм. поэмы с монологами и диалогами героев. 1-я строфа — вступление, следующие — изложение драмы, последняя — обобщение нравств., назидат. характера. Строфы объединяли акростих, общий рефрен и единая метрикa. Вступление выделялось особой метрикой. Строфы декламировал солист, рефрен пел народ. В 8 в. К. стал вытесняться каноном. Одновременно происходило развитие мелодики К. и сокращение числа строф. К 11 в. мелодика приобрела мелизматический характер. В совр. богослужебных книгах правосл. церкви сохранилось 2 строфы: 1-я с надписью "кондак" и 2-я — "икос" (следуют за 6-й песней канона).
Литература: Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, "1961.
H. Д. Успенский.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
кондак, -а
Этимологический словарь Макса Фасмера:
кондак
ака "краткая песнь во славу спасителя, богородицы или святого", укр. кондак, др.-русск. кондакъ (Мин. 1097 г.; Хож. игум. Дан.; см. Срезн. I, 1268). Из греч. () от "гимн, повтор": "палочка, жердь", первонач. "пергаментный свиток с текстом песни, намотанный на палочку" (Крумбахер 696); см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 245; Гр.-сл. эт. 94; Бернекер 1, 557 и сл.
Грамматический словарь Зализняка:
Кондак, кондаки, кондака, кондаков, кондаку, кондакам, кондак, кондаки, кондаком, кондаками, кондаке, кондаках
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025