Большой энциклопедический словарь:
КОЛРИДЖ (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (1772-1834) — английский поэт и литературный критик. Представитель "озерной школы". От демократических настроений (стихотворение "Взятие Бастилии", 1789) перешел на консервативные позиции (сборник "Лирические баллады", 1798, совместно с У. Вордсвортом; неоконченный фрагмент "Кубла Хан", 1798). Поэма "Сказание о старом мореходе", драмы, лекции об У. Шекспире (изд. 1849) — литературные воспоминания.
Большая советская энциклопедия:
Колридж
Кольридж (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (21.10.1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир, — 25.7.1834, Лондон), английский поэт, критик и философ. Сын бедного провинциального священника; некоторое время учился на богословском факультете Кембриджского университета. Раннее творчество К. отмечено интересом к социальным вопросам; в 1789 он пишет свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» (опубликовано 1834), однако уже в 1794 К. совместно с Р. Саути создаёт драму «Падение Робеспьера», осуждающую революционный террор. Отрицание насилия составляет также пафос трагедии К. «Осорио» (1797; переработанное издание под назв. «Раскаяние», 1813). В 1798 появились «Лирические баллады» К. и У. Вордсворта — манифест английского романтизма. К. привлекли дух и формы народной баллады, которой он подражал, например, в «Поэме о старом моряке», опубликованном в «Лирических балладах» (рус. пер. Н. С. Гумилева, 1919; В. В. Левика, 1967). После поездки с Вордсвортом в Германию (1798—99) К. становится пропагандистом немецкой литературы и идеалистической философии в Англии, переводит «Валленштейна» Ф. Шиллера. Виднейший представитель «озёрной школы» (См. Озёрная школа), К. был глубоким теоретиком английского романтизма, принципы которого изложил в «Литературной биографии» (1817). Замечательные образцы романтической критики содержат его лекции о Шекспире (издана 1856). Публицистика К. проникнута духом политического консерватизма.
Соч.: Select poetry and prose, ed. by S. Potter, L., 1933; The poetical works, L., 1938.
Лит.: Елистратова А. А., Кольридж, в её кн.: Наследие английского романтизма и современность, М., 1960; История английской литературы, т. 2, в. 1—2, М., 1953—55; Logan E., A concordance to the poetry of S. T. Coleridge, Saint-Maryof-the Woods (Indiana), 1940: Read H., Coleridge as critic, L., 1949; Fruman N., Coleridge, the damaged archangel, N. Y., [1971]; Wise Th. J., A bibliography of the writings in prose and verse of S. T. Coleridge, Folkestone — L., 1970.
А. H. Николюкин.
Новая философская энциклопедия:
КОЛРИДЖ, Кольридж (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (21 октября 1772, Оттерри Сент Мери, Девоншир, Англия – 25 июля 1834, Хайгет, близ Лондона) – английский поэт-романтик, теоретик искусства и философ. Учился в Кембриджском университете, но оставил его до окончания курса. Входил в объединение поэтов-романтиков «Озерная школа» (вместе с У.Вордсвортом и Р.Саути). В философии первоначально был сторонником линии классического британского эмпиризма, однако затем увлекся Платоном и, наконец, немецкой классической философией, которую специально изучал в Германии (1798–99). На него оказала влияние теория познания Канта, в особенности разделение на чувственность, рассудок и разум, и кантовское учение о бессознательной деятельности гения. У Шеллинга Колридж позаимствовал представление об искусстве как главном виде человеческой деятельности, а также идею единства человека, природы и духа. Слава Колриджа как эстетика была связана прежде всего с его циклом лекций о Шекспире и критикой основ классицистской эстетики. Свои философские взгляды изложил в «Литературной биографии» (Biographie Literaria, 1817), атакже в «Теории жизни». По Колриджу, Мировой дух является двигателем вселенной и порождает человеческое сознание и природу. Отсюда возникает органическое единство природы (представляемого) и сознания (представляющего). Индивидуализация природы достигает своего высшего пункта в человеке. Процесс познания мира начинается с самопознания субъекта. Эстетику Колридж трактовал как науку о жизни, в центре которой учение о прекрасном, познаваемом интуитивно. Колридж сближает прекрасное и морально доброе и подробно исследует роль вкуса в понимании этого единства. В целом высшие проявления искусства должны быть символическими, изображающими внутреннюю форму явления. В символе совпадают субъективное и объективное, сознательное и бессознательное. Роль поэта – быть посредником между природой, человеком и Богом. Как философские, так и эстетические воззрения Колриджа включали элементы мистицизма. Идеи Колриджа в значительной мере подготовили широкое распространение немецкого идеализма в академической среде британских университетов, начавшееся в середине 19 в.
Сочинения:
1. The Complete Works. L.–N.Y., 1897;
2. Literary Remains. L., 1836;
3. Miscellanious Criticism. L.–N.Y., 1936;
4. Shakespearean Criticism, v. 1–2. L.–N.Y., 1960;
5. Избр. труды. M., 1987.
Литература:
1. Muirhead J.H. Coleridge as Philosopher. L., 1930;
2. Read H. Coleridge as Critic. L., 1949;
3. Hanson L. The Life of S.T.Coleridge. N.Y., 1962.
A.Ф.Грязнов
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025