Толковый словарь Ефремовой:
кантата
I ж.
Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра; торжественная хоровая песнь.
II ж.
Жанр торжественной лирики (распространённый в русской поэзии XVIII — начала XIX в.) — стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему.
Толковый словарь Ушакова:
КАНТА́ТА, кантаты, ·жен. (·итал. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.).
| Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Большой энциклопедический словарь:
КАНТАТА (итал. cantata, от лат. canto — пою) — крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ("Москва" П. И. Чайковского, "Александр Невский" С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом.
Большая советская энциклопедия:
Кантата
(итал. cantata, от лат. canto — пою)
крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории (См. Оратория), отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.
К. возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К. была сольной; позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К. относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К. были светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые русские К. возникли в 18 в. Во 2-й половине 19 в. ряд значительных произведений в жанре К. был создан русскими композиторами-классиками: П. И. Чайковским («Москва»), Н. А. Римским-Корсаковым («Из Гомера» и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций народной и массовой песни. Важное место в К. советских композиторов заняли историко-героические («Александр Невский» С. С. Прокофьева, симфония-К. «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) и патриотические темы («Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна, симфония-К. «Украина моя» А. Я. Штогаренко и др.).
Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1— Geschichte der weltlichen Solokantate, [3 Aufl.], Hildesheim, 1965.
См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория.
Б. В. Левик.
Словарь по культурологии:
(ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета.
Толковый словарь Даля:
кантата
См. канта
Толковый словарь Кузнецова:
кантата
КАНТАТА -ы; ж. [итал. kantata]
1. Муз. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов хора и оркестра.
2. Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определённый торжественный случай.
Кантатный, -ая, -ое. Образец кантатной музыки.
Малый академический словарь:
кантата
-ы, ж.
1.
Жанр торжественной лирики (в русской поэзии 18 — начала 19 вв.) — стихотворение, написанное на определенный торжественный случай.
2.
Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью.
3.
Торжественная хоровая песнь.
[итал. kantata]
Музыкальная энциклопедия:
(итал. cantata, от итал. и лат. cantare — петь; нем. Kantate) — крупное вок.-инстр. произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. солистов, хора и оркестра (известны и К. для одного хора, для одного солиста с оркестром). К. подразделяются на духовные (религиозные) и светские; с сер. 18 в. светские К. становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются К. разл. характера — торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно К. состоит из орк. вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т. п.), арий, речитативов и хоров. Исполнительский состав, структура, отсутствие сценич. действия сближают К. с ораторией. К. отличается от оратории меньшими масштабами, однородностью содержания, отсутствием драм. разработки сюжета, преим. камерным характером. В нек-рых случаях К. настолько сближается с ораторией, что трудно определить, к какому из этих жанров принадлежит данное произв.
История К. восходит к 1-й пол. 17 в.; первоначально термин "К." использовался в Италии как обозначение крупного вок. сочинения в противоположность сонате — инстр. сочинению. Первым термин "К." применил А. Гранди ("Cantate et Arie", 1620). Ранние итал. К. представляли собой сольные вок. пьесы, отличавшиеся от арии сквозным развитием музыки от строфы к строфе; объединяющую функцию выполнял бас, повторявшийся в неизменном виде (basso ostinato).
Начиная с кантат Б. Феррари (3 сборника, 1633-1641) обозначается противопоставление в К. речитативных и напевных, ариозных, эпизодов. Расцвет итал. К. в сер. 17 в. связан с творчеством Л. Росси, Г. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Чести, Дж. Легренци, А. Стра-деллы. Их К. складывались из нескольких арий da capo со вступительными речитативами. К. мастеров неаполитанской школы (А. Скарлатти и др.) обычно состоит из 2 контрастных арий da capo, связанных речитативом; сопровождение выписывалось в виде basso continue (см. Генерал-бас). Эти К. приближаются к оперной сцене; ария и оперная сцена постепенно вытесняют их.
Итал. К. были преим. светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Первоначально она была идентична духовному концерту. Важную роль в становлении духовной К. сыграли сборники текстов кантат, составленные Э. Ноймайстером (1704-14); в них сочетались библейские тексты, хоральные строфы, речитативы и арии da capo. К этому типу К. обратились, в частности, Г. Ф. Телеман и И. С. Бах, благодаря к-рому К. заняла почётное место среди современных ему крупных муз. жанров. Бахом написаны сотни духовных К. (значит. часть их утеряна, сохранилось немногим более двухсот), предназначенных для церк. праздников. Они разнообразны по составу исполнителей (для хора и солистов, для одного хора, только для солистов, для одного голоса с оркестром) и по содержанию. В большинстве случаев они включают речитативы и завершаются хоральной строфой. В их музыке выступает богатейший мир человеческих чувств — лирических и драматических, радостных, спокойно- созерцательных и трагических. Баху принадлежит также ок. 20 светских К. (самые известные — "Крестьянская", "Кофейная", "Феб и Пан").
Следующий этап в развитии жанра К. связан с творчеством В. А. Моцарта. В своих "масонских" К., созданных в последние годы жизни (1785-91), как и в мессах, Моцарт вырабатывал тот хоровой стиль, к-рый в столь совершенных формах представлен в его Реквиеме.
Во 2-й пол. 18 в. немецкая церк. К. подверглась критике со стороны представителей нем. просветительства и утратила прежнюю популярность. Значит. развития достигает нем. светская К., в особенности сольная, к-рая сформировалась ещё на рубеже 17-18 вв. под влиянием итал. образцов и была тесно связана с оперой ("Душевное удовольствие" Кайзера, Гамбург, 1698; сочинения И. Д. Хейнихена, Г. Ф. Телемана, И. А. Хассе, И. Г. Грауна, а также И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). С сер. 18 в. в сольных К. чаще используются нем. тексты, в мелодике проступают черты песенности ("Трагические кантаты" Шайбе, сочинения И. К. Ф. Баха, И. Ф. Кирнбергера, аббата Фоглера и др.), возникают своеобразные промежуточные, смешанные формы — песенная кантата ("Lied-Kantate"), кантатная песня ("Kantatenlied"). Нем. сольная К. явилась прообразом сольных драм. сцен И. Ф. Рейхардта ("Прометей", "Ганимед" на тексты И. В. Гёте), от к-рых прямые пути ведут к развитым формам шубертовской песни.
Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой франц. революции; своим героич. пафосом они поднимали народ на борьбу против тирании. Много произв. этого рода создали Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек.
Жанру К. отдал дань Л. Бетховен, написавший К. "Морская тишь и счастливое плавание" на стихи И. В. Гёте. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов (на сл. "Оды к радости" Ф. Шиллера) по существу также является кантатой.
В творчестве композиторов-романтиков 19 в. жанр К. отходит на второй план. Ими созданы лишь отд. произведения в этом жанре либо приближающиеся к нему: "Победная песнь Мириам" Шуберта, "Аврора" Россини, "Рай и Пери" Шумана, "Первая Вальпургиева ночь" Ф. Мендельсона, "Последняя ночь Сарданапала" Берлиоза, "Бетховенская кантата" Листа (к 100-летию со дня рождения Бетховена), "Трапеза апостолов" Вагнера, "Ринальдо" Брамса. В этих и подобных им К. используются выразит. средства, типичные для романтич. оперы. Многие хор. произв. с оркестром, не достигающие масштабов оратории, но превосходящие по размерам простые песни, могут быть причислены к жанру К. (напр., "Триумфальная песнь" и "Песнь судьбы" Брамса и др.).
В 20 в. за рубежом возникают лишь единичные произв., трактующие жанр К. в духе романтич. традиции 19 в. Намечается понимание К. как произв., предназначенного для любительского музицирования, в особенности музицирования молодёжи ("Мы строим город" и др. кантаты П. Хиндемита, сочинения Й. Хаса, X. Бергезе и др.). Нек-рые сочинения, получающие назв. К., далеко отходят от типических внешних форм этого жанра (А. Веберн).
Первые рус. К. возникли в 18 в. (сочинены П. А. Скоковым). В числе К. нач. 19 в. — "Пир Петра I" и "Последний день Помпеи" А. Н. Верстовского. Во 2-й пол. 19 в. в жанре К. рус. композиторами-классиками был написан ряд значит. произведений, разнообразных по форме и содержанию. В их числе К., воплощающие образы родной страны ("Москва" Чайковского), историко-легендарные ("Песнь о вещем Олеге" Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы ("Из Гомера" Римского-Корсакова, "Весна" Рахманинова), К. углублённо-философского плана ("Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" Танеева); к жанру К. близка поэма "Колокола" Рахманинова. Создавались К., посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева -к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).
Сов. композиторы рассматривают К. как жанр, позволяющий доносить до широких масс слушателей большие, общественно значимые темы. Сов. К. отличает увеличение роли хора, насыщение вок. номеров интонациями нар. и массовой песни. Первые сов. К. относятся к нач. 30-х гг. ("Красной армии" Черёмухина). Ряд кантат был создан к 20-летию Великой Oкт. социалистич. революции ("Юбилейная кантата" Василенко и "Кантата к 20-летию Октября" Прокофьева, явившаяся важным вкладом в сов. муз. культуру). Значит. сочинения кантатного жанра возникли в предвоен. годы ("Александр Невский" Прокофьева, "На поле Куликовом" Шапорина) и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 (поэма-кантата "Киров с нами" Мясковского, кантата "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина, симфония-кантата "Украина моя" Штогаренко). В послевоен. сов. К. по-прежнему важнейшее место занимает героико-патриотич. тема ("Кантата о Родине" Арутюняна, "Над родиной нашей солнце сияет" Шостаковича и др.).
Взаимопроникновение, слияние разл. жанров муз. иск-ва, характерное для 20 в., относится и к жанру К. К. сливается с ораторией, симфонией, с музыкой к драм. спектаклям, фильмам. Даже произведения, не имеющие обозначения "кантата", часто обнаруживают близость к этому жанру. Нередко сюита, составленная из музыки к фильму, если в ней преобладают вокальные (хоровые и сольные) номера, получает назв. К. Таковы "Иван Грозный" и "Александр Невский" Прокофьева. В последнее произв. входит и большой симфонический эпизод. Оратория Прокофьева "На страже мира" могла бы быть названа К. Пример слияния К., оратории и симфонии в советской музыке — 13-я симфония Шостаковича.
В зарубежной музыке 20 в. произв., объединяющие черты К. и др. жанров, имеются у К. Орфа (сценич. кантаты "Carmina Burana", "Catulli carmina", "Триумф Афродиты"), И. P. Стравинского (опера-оратория "Царь Эдип" по своим размерам приближается к К.) и у мн. др. композиторов разл. школ и направлений.
Литература: Ливанова Т., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. — Л., 1940, с. 248-253; Келдыш Ю. В., Оратория, кантата, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. — Л., 1947; Хохловкина A., Пути развития советской оратории и кантаты, "СМ", 1949, No 3; её же, Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Tiеrsоt J., Cantates franзaises du XVIII-e siиcle, "Le Mйnestrel", LXIX, 1893; Dent J., The Italien chamber cantatas, "The Musical Antiquary", 1911, Juli; Schering A., Ьber die Kirchenkantaten vorbachischer Thomaskantoren, в кн.: "Bach-Jahrbuch", IX, Lpz., 1912; Schmitz E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, I, Geschichte der weltlichen Solokantate, Lpz., 1914 ("Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen", V, 1), 1955, Hildesheim, 1965; Brausch P., Die Kantate, Hdlb., 1921; Pruniиres H., The Italian cantata of the 17th century, "ML", 1926, No 1; Rieber K. Fr., Die Entwicklung der deutschen geistlichen Solokantate im 17. Jahrh., Freiburg in Br., 1932 (Diss.); Treiber Fr., Die thьringisch-sдchsische Kirchenkantaten zur Zeit der jungen J. S. Bach (etwa 1700-1723), "AfMf", II, 1937; Lange W., Die Anfдnge der Kantate, Dresd., 1938; Schwanbeck G., Die dramatische Chorkantate der Romantik in Deutschland, В., 1938 (Diss.); Ferand E. T., Embelished "Parody Cantatas" in the early 18th century, "MQ", XLIV, 1958; Кrummасher Fr., Die Ьberlieferung der Choralbearbeitung in den frьhen evangelischen Kantaten, "Berliner Studien zur Musikwissenschaft", X, В., 1965; Jakоby R., Die Kantate, Kцln, (1968) ("Das Musikwerk", H. 32).
Б. В. Левик.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
кантата, -ы
Словарь синонимов русского языка:
сущ.
песня
стихотворение
Грамматический словарь Зализняка:
Кантата, кантаты, кантаты, кантат, кантате, кантатам, кантату, кантаты, кантатой, кантатою, кантатами, кантате, кантатах
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
(ит., лат., от canere — петь) — название вокального произведения. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось К. в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма К., которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав К. вошли: хоры, речитативы, арии, позднее дуэты с оркестровым сопровождением. К. получила развитие благодаря Кариссими, который считается ее творцом. К. исполняется в концертах и церквах. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие К. от оратории заключается в том, что в оратории более драматизма и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в К. преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная К. особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение К. служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Н. С.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025