Определение слова «Деметра»

Большой энциклопедический словарь:

ДЕМЕТРА — в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера.

Архитектурный словарь:

(греч. Demeter) древнегреческая богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, мать Персефоны, покровительница брака и семьи, жена Посейдона (римск. Нептун), олицетворявшего влагу, без которой невозможно земледелие. В искусстве Деметра изображалась в венке из колосьев и с корзиной плодов. Римляне почитали ее под именем Цереры.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

Деметра
В древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи (См. Рея), сестра Зевса. В мифе о Д., оформившемся в древнем центре её культа — аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Д. — Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Д. лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых. Распространённый во многих местностях Греции культ Д. слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры (См. Церера).

«Деметра Книдская». Мрамор. Около 340 до н. э. Круг скульптора Бриаксиса. Британский музей. Лондон.

Большой словарь иностранных слов:

[гр.] – в древнегреческой мифологии – богиняпокровительница земледелия; в древнеримской мифологии – Церера

Советская историческая энциклопедия:

(Dnmntra) — в др.-греч. мифологии богиня плодородия и земледелия. Миф о Д. связан с первобытным представлением о причинах возрождения растительности весной. Дочь Д. Персефона была похищена богом подземного царства Аидом. Разгневанная Д. лишила землю плодородия, и Аид был вынужден ежегодно на определенную часть года возвращать дочь матери.
=====
Лит.: Dietrich B. С., Demeter, Erinys, Artemis, "Hermes", 1962, Bd 90, Н. 2.

Толковый словарь Кузнецова:

деметра
ДЕМЕТРА -ы; ж. [греч. Dmtr] [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: богиня плодородия и земледелия.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Деметра, -ы

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

богиня
богиня-мать
земледелие
хлоя
церера

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — очь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч. мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так назыв. гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону; Д. после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Д. делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. Елевзин был главным местом культа Д. Миф о Д. и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств (см.). В культе Д. было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Д. как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см). Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Д.; его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Д. стала предметом почитания во всей Греции, на о-вах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. В древнейшее время Д. слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Д. Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Ср. Preller, "D. u. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen" (1837); Frster, "Der Raub u. die Rckkehr der Persephone" (1874).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru