Определение слова «ДАРКЛЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ДАРКЛЕ (Darclee) (наст. фам. Харикли-Хартулари) Хариклея (1860-1939) — румынская певица (лирико-драматическое сопрано). Творчество Даркле заложило основы румынской вокальной школы. Выступала в оперных театрах Европы (в т. ч. России) — США.

Большая советская энциклопедия:

Даркле
(Darclee)
(псевдоним, настоящая фамилия Харикли-Хартулари; Haricly Hartulari) Хариклея (10.6.1860, Брэила, — 10.1.1939, Бухарест), румынская оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Одна из основоположников рум. вокальной школы. Музыкальное образование получила в Вене; занималась в Париже у Э. Дювернуа. Дебютировала в 1888 в партии Маргариты («Фауст» Гуно, театр «Гранд-опера», Париж). Д. обладала голосом обширного диапазона (более 3 октав), тонкой музыкальностью, совершенной вокальной техникой. Её игра была исполнена драматизма и мощной экспрессии. С успехом выступала на сценах ведущих театров Франции, Италии, Испании, Португалии, Бразилии, США, Аргентины и др. Гастролировала в России (Москва и Петербург, 1889, 1893, 1897). Первая исполнительница заглавных партий в операх «Ирис» Масканьи (1898), «Тоска» Пуччини (1900) и др.
Лит.: Сбырча Д., Хартуларн-Даркле И., Даркле, [пер. с рум.], Бухарест, 1963.

Музыкальная энциклопедия:

Дapклэ (Darclee) (псевд.; наст. фам. — Харикли-Хартулари, Haricly Hartulari) Хариклея (10 VI 1860, Брэила — 10 I 1939, Бухарест) — рум. певица (лирико-драм. сопрано). Музыке обучалась в Вене, затем в Бухаресте, где пользовалась советами Дж. Штефэнеску; совершенствовалась в Париже у Э. Дювернуа. В 1888 дебютировала в т-ре "Гранд-Опера" (Париж) в партии Маргариты, подготовленной ею под рук. Ш. Гуно. В 1892 вместе с Р. Леонкавалло организовала оперную труппу, с которой выступала, в частности, в Бухаресте (труппа существовала недолго).
Выдающаяся оперная артистка, Д. обладала благородным, мягкого, сочного тембра голосом, тонкой музыкальностью, совершенной вок. техникой. Исполнение её отличалось артистич. обаянием и искренностью. Обширный диапазон (более 3 октав) позволял Д. петь как лирико-колоратурные (Виолетта, Маргарита), так и меццо-сопрановые партии (Кармен, Ваня). Её репертуар включал св. 100 партий, среди них: Манон ("Манон Леско" Пуччини), Мими, Чио-Чио-сан; Эльза ("Лоэнгрин"), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида; Недда ("Паяцы"), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др. Первая исполнительница партии Тоски (1900, т-р "Костанци", Рим). Иск-во Д. высоко ценили Ш. Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, для неё были написаны заглавные партии в операх "Заза" Леонкавалло, "Ирис" Масканьи, "Валли" Каталани. С огромным успехом гастролировала во Франции, Италии, Румынии, Испании, Португалии, США, Бразилии, Аргентине и др. Неоднократно выступала в России (Москва и Петербург, 1889-90, 1893-95, 1895-97), пела, в частности, в опере "Иван Сусанин" (Антонида, Ваня). С 1936 Д. жила в Бухаресте.
Литература: Сбырча Дж. и Хартулари-Даркле Й., Даркле, пер. с рум., Бухарест, 1963; Poslusnlcu M., Istoria muzicei la Romвni..., Buc, 1928.
P. Э. Лейтес.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru