Большой энциклопедический словарь:
БОЛЬЦАНО (Bolzano) — город в Сев. Италии, в восточных Альпах, административный центр пров. Больцано. 100,4 тыс. жителей (1991). Транспортный узел на пути к перевалу Бреннер. Электрометаллургия, обрабатывающая, легкая промышленность.
БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (1781-1848) — чешский математик и философ. Выступал против психологизма в логике; истинам логики приписывал идеальное объективное существование. Оказал влияние на Э. Гуссерля. Ввел ряд важных понятий математического анализа, был предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств.
Словарь географических названий:
Больцано
(Bolzano; по-немецки Bozen), город в Сев. Италии, в Вост. Альпах, у слияния рек Адидже и Изарко, в обл. Трентино-Альто-Адидже. 93 тыс. жителей (2001). С XI по XVI в. – владение епископов Трентских, впоследствии – династии Габсбургов (Австро-Венгрия). Архит. памятники XIII–XVI вв. Трансп. узел на пути к пер. Бреннер. В окрестностях – крупные ГЭС, на базе которых развита электрометаллургия. Автостроение, деревообр., лёгкая пром-сть. Ежегодные междун. ярмарки. Многие жители до сих пор говорят по-немецки.
Большая советская энциклопедия:
I
Больцано (Bolzano)
Бернард (5.10.1781, Прага, — 18.12.1848, там же), чешский математик, философ, теолог. Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета; занимал (1805—20) кафедру истории религии в том же университете; за вольнодумство был уволен (1820) и лишён права публичных выступлений, после чего работал в основном в области логики и математики. Главное логическое сочинение Б. «Наукоучение» (1837) — обширный историко-критический обзор традиционных логических учений с оригинальным изложением логики. Много работая над логическими основами математического анализа, Б. первый (1817) выдвинул идею арифметической теории действительного числа (См. Действительное число). В его сочинениях (опубликованных при жизни и входящих в его рукописное наследство) можно найти ряд фундаментальных понятий и теорем анализа, обычно связываемых с более поздними исследованиями других математиков. В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Г. Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он различал 2 рода существования объективного: существование реальное — «непосредственно данное», и нереальное, но возможное — существование «в себе». Возможность нереального объективного существования не зависит от субъективного знания и создаётся не мышлением (согласно Б. возможность мыслить вещь никоим образом не является основанием для возможности её существования), а «чистыми понятиями», которые играют роль определяющего начала и для всего реального, и для всего объективно возможного. Поскольку истины, вытекающие из чистых понятий, объективно возможны, объективно возможно и существование бесконечных множеств «по крайней мере среди вещей не реальных». Например, существует бесконечное множество «всех истин в себе». В целом для философии Б. характерно сочетание диалектического Атомизма (простые субстанции непрерывно изменяются взаимодействуя) и Платонизма (учение об «истинах в себе», о «чистых понятиях» и пр.), в котором идеи древних авторов трансформированы в соответствии с научной практикой «нового времени».
Соч. в рус. пер.: Парадоксы бесконечного, Од., 1911.
Лит.: Кольман Э. Б., Бернард Больцано, М., 1955 (имеется список трудов Б.).
М. М. Новосёлов.
II
Больцано (Bolzano, нем. Bozen, лат. Bauzanum)
город на С. Италии в Восточных Альпах, у слияния рр. Адидже и Изарко в области Трентино-Альто-Адидже. Административный центр провинции Больцано. 103,5 тыс. жителей (1969). Важный транспортный узел на пути к перевалу Бреннер. Развиты энергоёмкие отрасли промышленности, использующие энергию альпийских ГЭС: выплавка специальных сталей, алюминия, магния, ферросплавов. Автомобильная, химическая, деревообрабатывающая, текстильная, обувная промышленность. Центр туризма.
Новая философская энциклопедия:
БОЛЬЦАНО Бернард (Bolzano Bernard) (5 октября 1781, Прага – 18 декабря 1848, там же) – чешский просветитель-гуманист, теолог, философ и математик; член Чешского королевского общества наук (1815). Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета, где занимал (1805–20) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за «пропаганду свободомыслия» и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главное логико-философское сочинение – «Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам...» (Зульцбах, 1837) – обширный четырехтомный труд по методологии точных наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе»). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную «материю» предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений – суждениям в собственном смысле (Stze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное – «непосредственно данное» (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное – существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ]). Тавтологичность (тождественную истинность) законов логических [ЗАКОН ЛОГИЧЕСКИЙ] Больцано выделял из более общего понятия аналитичности, а логическое следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость в моделях», т.е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к «действительности». Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах бесконечного» (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г.Кантора [КАНТОР] начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность актуально-бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности [АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ]).
В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения («О наилучшем государстве» – О nejlepim stt..., 1832).
Сочинения:
1. Wissenschaftslehre..., Bd. 1–4, 2 ed. Lpz., 1929–31;
2. Was ist Philosophie? Wien, 1849;
3. Mathematische und philosophische Schriften 1810–16, Bd. 1. Stuttg. – Bad-Cannstadt, 1977.
Литература:
1. Нуцубидзе Ш. Больцано и теория науки. – «Вопросы философии и психологии», кн. 116–117. М., 1913;
2. Кольман Э.Б. Бернард Больцано. М., 1955;
3. Фёдоров Б.И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980;
4. Колядко В.И. Бернард Больцано. М., 1982;
5. Lebensbeschreibung des Dr. В.Bolzano mit einigen seiner ungedruckten Aufstze und dem Bildnisse des Verfassers, eingeleitet und erlutert vom Herausgeber. Sulzbach, 1836 (автобиография);
6. Molitor A. Bernard Bolzano: Wissenschaft und Weltbild. W., 1949;
7. Scholz H. Wissenschaftslehre Bolzano. – «Archiv fr Philosophie», 1956;
8. Berg J. Bolzanos Logic. Stockh., 1962;
9. Winter E. B. Bolzano. Ein Lebensbild. Stuttg. – Bad-Cannstadt, 1969;
10. Bolzano-Symposium. Bolzano als Logiker. W., 1974;
11. Louzil J. Bolzano. Studie z ukazami z dila. Pracha, 1978.
..Новосёлов
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025