Большой энциклопедический словарь:
БОДРИЧИ (ободриты) — союз племен полабских славян 8-12 вв. в нижнем течении Лабы (Эльбы) — а также племя, возглавлявшее этот союз.
Большая советская энциклопедия:
Бодричи
Ободриты, племя полабских славян, населявшее берега Мекленбургской бухты, между рр. Травой и Варной. В 8—9 вв. возглавляли союз родственных им племён в нижнем течении Лабы (Эльбы). Основные занятия Б. — плужное земледелие, промыслы (рыболовство, бортничество, охота), торговля. Опираясь на сеть городов-замков (Рарог, Ратибор, Зверин, Старград и др.), Б. успешно сопротивлялись набегам датчан и саксов. В хрониках 10—11 вв. упоминаются «первейшие» люди и даже князья (duces); власть князя, сначала выборного (его утверждало вече), со 2-й половины 11 в. делается наследственной. Процесс феодализации общественных отношений у Б. происходил в обстановке тяжёлой борьбы с германской агрессией. При Оттоне I (См. Оттон I) часть Б. обязалась принять христианство и уплачивать дань, в Старграде возникло католическое епископство. Восстановив независимость в результате восстания 1002, племена бодрицкой группы и лютичи отстаивали её вплоть до немецкого крестового похода против славян 1147. Раннефеодальное государство во главе с Б. (см. Вендская держава) оказалось непрочным и распалось в 20—30-х гг. 12 в. Это облегчило завоевание земель Б. немецкими феодалами; образованное в 1170 Мекленбургское славянское княжество подверглось германизации.
Лит.: Гильфердинг А., История балтийских славян, Соч., т. 4, СПБ, 1874; Грацианский Н. П., Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века, М., 1943; Lehr-Spawinski Т., Plemiona sowianskie nad aba i Odra w wiekach rednich, Katowice — Wrocaw, 1947; Dowiat J., Ewolucja pastwa wczesnofeudalnego na Pomorzu Zachodnim, «Przeglad historyczny», 1956, t. 47, z. 3, s. 459— 496; Siedlung und Verfassung der Slawen zwischen Elbe, Saale und Oder, hrsg. von Н. Ludat, Gieen, 1960; Brankak J., Studien zur Wirtschaft und Sozialstruktur der Westslawen zwischen Elbe-Saale und Oder aus der Zeit vom 9. bis zum 12. Jahrhundert, Bautzen, 1964.
В. В. Дорошенко.
Советская историческая энциклопедия:
Ободриты, ободричи, — одно из крупнейших племен полабских славян, населявшее берега Мекленбургской бухты, между pp. Трава и Варна. Уже в 8 в. — в ходе борьбы против саксов и датчан — Б. возглавили союз родственных им племен, обитавших по обе стороны ниж. Лабы (Эльбы), а также к С. от нее, до Балт. м. Помимо собственно Б., сюда постоянно входили вагры и полабы, а временами также древане, бытенцы, варны, глиняпе и др. слав. племена. Судя по письм. документам 8-12 вв., в х-ве Б. гл. роль играло пашенное земледелие. Как отмечает нем. хронист Гельмольд, Б. в 10 в. платили епископам в виде дани "с каждого плуга, влекомого парой волов или одной лошадью, по мере зерна, 40 связок льна, 12 полновесных серебряных монет и еще по монете сборщику". Развитые промыслы (рыболовство, охота и бортничество) давали товары для заморской торговли. Древнейшим торговым и политич. центром Б. был Велеград; прочие крупные города (civitates, urbes): Старград (у вагров), Ратибор (у полабов), Зверин (у варнов), Вишемир (позднее — Висмар) и Вурле. В период, освещаемый письм. источниками, у В. складывались феод. отношения. Деление на "племена" (gentes) все более уступало место терр. подразделениям (в хрониках 9-10 вв.- pagi, terrae, provinciae). Прослойку имущей знати представляли "лучшие" и "знатные" люди, "дворы" к-рых (curtes nobiles) обрабатывали жившие по "деревням" (villae) "колоны" и "сервы" (Гельмольд — о событиях 10 в.). Помимо нарождавшихся крупных землевладельцев, в эту прослойку входили торговцы — бодрицкие "negotiatores" из г. Велеграда упоминаются уже в 808 (Эйнгард). Именно эта верхушка, противопоставлявшая себя простому народу (vulgus), была социальной опорой княж. власти, раннее усиление к-рой у Б. было обусловлено также необходимостью организации обороны против соседей. В хрониках 789-828 упоминаются правители Б. — Вильчан, Дражко, Славомир и Чедраг. Называемые то "князьями" (duces, "chnese"), то "королями" (reges obodritorum), они держали в своем подчинении остальных, более мелких князей и в сношениях с франкской державой представляли интересы всего племенного союза Б. Дружины бодрицких князей, напр. Мстивоя в нач. 11 в., насчитывали до тысячи "воинов", или "мужей" (equites, viri). Власть старших князей, особенно в 11-12 вв., была наследственной. Высокий уровень обществ.-политич. орг-ции позволил Б. противостоять агрессии с З. в течение многих столетий. В 8 и нач. 9 вв. они успешно сопротивлялись набегам датчан и саксов, причем действовали в союзе с франками. С распадом империи Каролингов гл. опасностью для Б. стали саксонские феодалы. Наголову разгромив войска Людовика Юного (880), Б. в общем успешно сопротивлялись также попыткам Генриха I наложить на них дань (после поражения славян при Ленчине в 929). Положение изменилось лишь после походов Оттона I. Приняв на себя осн. удары агрессора, Б. обязались принять христианство и платить тяжелую дань. Земли, захваченные у Б., были превращены в укреплен. "марку", в Старграде же было создано католич. епископство. Однако Б. не смирились: к концу 10 в., по словам хрониста, у немцев оставалась "только тень власти" над Б. В результате нар. восстания 1002 удалось снова, притом надолго, изгнать герм. графов и епископов. Ослабленная борьбой с папством и феод. смутами, "Священная Рим. империя" в 11 в. не смогла подчинить Б. Князьям или "королям" Б. — Готшалку, Крутому и Генриху — удалось сплотить под своей властью не только все племена бодрицкой группы, но также лютичей — вплоть до границ Польши. Это — Вендская держава, просуществовавшая почти столетие, до 20-30-х гг. 12 В. Нем. крестовый поход против славян 1147 и последовавшие за ним завоеват. мероприятия Генриха Льва застали терр. Б. раздробленной на отдельные племенные княжения, что облегчило задачу герм. завоевателей. Несмотря на героич. сопротивление, к-рым руководили князья Никлот и Братислав, Б. были подчинены. Созданное из земель Б. Мекленбургское слав. княжество (1170), быстро подверглось германизации. Дольше других — до 18 в. — сохранялись остатки племени древан на левом берегу Эльбы (т. н. Венделанд).
=====
Лит.: Грацианский Н. П., Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века, М., 1943; Гильфердинг А., История Балтийских славян, Соч., т. 4, СПБ, 1874; Lehr-Splawinski T., Plemiona slowianskie nad Laba i Odra w wiekach srednich, Katowice — Wroclaw, 1947; его же, Rozprawy i szkice z dziejw kultury slowian, Warsz., 1954.
=====
В. В. Дорошенко. Рига.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Или оботриты, как их называли немцы, — первенствующий народ между полабскими славянами. Полабских славян, или иначе называемых прибалтийскими, история застает в бассейне р. Эльбы (Лабы) впервые около половины пятого века по Р. Х. Они разделялись на множество мелких племен, составлявших два союза: Лютичский и Бодрицкий, или Оботритский. Последний был назван по имени главного племени и включал еще, кроме Б., — вагров, полабцев, варсов, морочан и др. Б. жили к Ю. от Винмарского залива, на В. от вагров и полабцев, между реками Степницей и Радигостем, занимая все побережье Зверинского озера. В основании их жизни, как и вообще славян, лежал сначала родовой быт, затем являются князья, над которыми возвышается один великий князь с сильною властью. За князем следовала знать, владевшая большими земельными участками и ведавшая управление. Князь с своею знатью жил в городах, которые вначале, как и у всех славянских народов, представляли простые укрепления, огороженные места, и потом только с развитием жизни стали центром политическим, административным, военным, религиозным и торговым. Важнейшие из городов следующие: Мекленбург (главный город), Илово (к С.В. от Висмара), Зверин, Добин (у берега Висмарского залива на берегу Зверинского озера) и др. — В "Пригардиях" (посадах) жили ремесленники, торговцы и др. В селах — земледельцы (смерды), все лично свободные, но обложенные разными податями и повинностями; кроме того, у них были еще рабы, большею частью из пленников. Главное занятие Б. — земледелие и рыболовство. Что касается религии Б., то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян, более развившаяся, чем славян восточных, изменила этот характер на воинственный. Так, главное их божество Святовид, святилище которого находилось в Арконе, на о. Рюгене, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.
Вот почти все, что можно сказать о внутренней истории Б. Немного мы знаем и о внешней, политической жизни. До половины VIII в., как известно из отрывочных сведений франкских анналов, бодричи вели постоянную борьбу с своими сильными соседями — лютичами; происходила также вражда и разделение между самими бодричами, и тогда один князь правил западной частью их владений, другой — восточной. Карл Великий в своей многолетней борьбе с саксами обратил внимание и на балтийских славян. Он сделал своими союзниками Б. и с ними не раз совершал походы на саксов. Побеждаемые Карлом, саксы, как известно, по уходе его снова восставали и делали жестокие нападения на ближайших врагов — Б. Последние отражали их и собственными силами, и при помощи франкских войск. Особенно блестяща была победа на Святом поле, где бодричский князь с франкским легатом Эбурисом нанес саксам решительный удар. Когда саксы были окончательно покорены Карлом, последний вознаградил Б. за их участие в этой борьбе, отдав им всю западную окраину Голштинии, омываемой водами Северного моря, окраину, из которой они были вытеснены саксами очень давно. Примкнув теперь к морю, они явились соперниками в морской торговле датчан, и вот с одной стороны это обстоятельство, с другой — союз с франками вооружили против них датчан. С 808 г. начинаются их гибельные для Б. набеги, и Б., несмотря даже на помощь Карла, вынуждены были отказаться от приморских владений и кроме того выплачивать дань датчанам. В это время князем Б. был Дражко, дважды побежденный датским королем Готфридом. Он умер в 810 г., вскоре после него умер и Готфрид, весьма опасный враг и для Карла Великого. Теперь Карл обращается уже на славян и прежде всего на лютичей, а затем и чехов. Против тех и других ходили с ним и бодричи, и таким образом благодаря союзу с франками они почти со всех сторон окружали себя непримиримыми врагами. Не был другом для их самостоятельности и сам Карл. Укреплению ее должно было мешать, во-первых, постоянное участие в войнах Карла и отсюда непрерывающаяся борьба с соседями, во-вторых, попытки Карла к онемечению бодричей. Еще в 810 г. он построил на р. Сторе, близ устья Эльбы, крепость Эзесфельд (нын. Itzehoe); вскоре была выстроена другая; обе населены франкскими колонистами, число которых с течением времени все более и более увеличивалось, и, служа опорными пунктами против нападений северных народов на монархию Карла, стали в то же время первыми рассадниками немецкого влияния среди бодричей; в 3) едва ли не самым важным фактором ослабления самостоятельности бодричей было то обстоятельство, что из союза их с Карлом между ними и немецкими монархами возникли вассальные отношения. Хотя главный источник этого времени — известия Эйнгардта — и называют бодричей союзниками Карла В., тем не менее уже ближайшие анналы ко времени 843 г., когда прекращаются названные известия, свидетельствуют, что недавние союзники очень рано и вряд ли не в конце правления Карла обратились в вассалов, данников немецких. Историческая же роль их в конце VIII и начале X вв. заключалась в том, что они способствовали усилению Франкской монархии и служили надежным оплотом для нее против северных народов; преимущественно датчан. Последние хорошо понимали это их значение и очень рано стали склонять Б. к своему союзу. Вероятно, смуты, наступившие в семье Каролингов по смерти Карла, и опустошительные набеги датчан заставили Б. принять этот союз. Князь Славомир, преемник Дражко, при помощи датчан даже напал на крепость Эзесфельд; но вскоре был усмирен Людовиком Немецким, признал себя его вассалом и должен был разделять власть с поставленным от Людовика — Чедрагом; надо заметить, что как в данном случае, так и в последующее время усилению зависимости князя от короля много содействовала его рознь с знатью, которая сама искала суда и управы на своего князя у германского владыки. Впоследствии не раз бодричи при помощи датчан свергали свою зависимость от немецкой монархии, и до начала X ст., можно сказать, не несли никаких вассальных повинностей.
Но положение их значительно изменилось с начала этого стол., когда на германский престол вступила династия Саксонская (919). Первые ее представители — Генрих Птицелов и Оттон I — успешно воевали с Б. и обложили их значительною данью; кроме того, при них в Люнебурге, главным образом, сосредоточиваются саксонские герцоги Биллинги, которые в течение двух столетий успешно распространяли немецкое владычество и подавляли славянский элемент, но вместе с тем насаждали христианство среди Б. Около 949 г. в земле их образовалась епископия (в г. Старгарде), вслед за тем построили в разных местах церкви, основали монастыри. Даже бодричский князь, правивший в это время, по имени Мстивой, принял христианство и был женат на сестре старгардского епископа Вагона. Но Б., пользовавшиеся всяким случаем для свержения вассальной зависимости от немцев, с неудовольствием принимали и насаждаемое ими новое учение. Всякий раз, как только княжеская власть переходила в руки более смелого и энергичного лица и в самой Германии возникали смуты, Б. тотчас принимались за уничтожение церквей, избиение духовенства и возвращались к прежней религии. Поэтому у них долее всех славянских народов сохранилось язычество, в котором они видели оплот своей самостоятельности. Только во второй половине XII ст. оно было подавлено окончательно.
В начале XI века князю Ратибору удается объединить всех полабских славян, значительно расширить владения Бодричского союза и заметно ослабить немецкое влияние. Но после смерти его и его сыновей (около 1043—44 гг.), с вступлением на престол Готшалька (или Годескальха), лично принявшего христианство, до 1066 г., когда был убит язычниками этот князь в г. Ленчине, Б. переживали едва ли не самое опасное время для своей самостоятельности. В 1066 году, после непродолжительной борьбы с Будивоем, утверждается в Бодричской земле князь Крутой из рода Ранских славян, язычник; удачными набегами на саксов он уничтожает зависимость от них бодричей, восстановляет во всей силе язычество и впервые со времен Карла В. распространяет пределы Бодричской земли до морского берега. Его 30-летнее правление есть время высшей степени могущества и силы Бодричского союза, как в политическом, так и в религиозном отношениях. При его преемнике Генрихе, хотя язычество и было подавлено, особенно после битвы на Стиловом поле в 1093 г., но политическое могущество за Б. оставалось и было даже настолько значительно, что Генриха и славяне и саксы (в Нордалбингии) называли королем. По смерти его самостоятельность и язычество еще раз возрождаются при Никлоте. Происходя, как и Крутой, из ранских славян, Никлот возвышается вскоре по смерти Кнуда Датского (1131), при котором Б. находились в зависимости у датчан. Благодаря своему мужеству, симпатиям к нему со стороны Б. — язычников, уменью пользоваться всяким случаем для достижения своей цели и хитрости он одолевает и Прибислава, претендента на княжеский стол, и немцев. Его победами восстановляется язычество и расширяются пределы бодричской земли. Остановить его успехи саксонцы не были в силах. Тогда стараниями духовенства составляется против Никлота огромное крестовое ополчение. Желая предупредить его наступление, Никлот на флоте подплыл к Любеку, напал на него, разграбил и, опустошив земли вагров и фризов, вернулся обратно (1147). Между тем 200-тысячное крестовое ополчение приближалось. Часть его отправилась на лютичей, а другая на Никлота. Последний засел в Добине. Все усилия саксов и датчан, из которых главным образом состояло ополчение, взять Добин были тщетны. Никлот, получивший помощь от ранов, с успехом отражал их нападения. Наконец, обе стороны, утомленные довольно продолжительной осадой, заключают договор, обязывавший Никлота содействовать утверждению христианства в его земле. Пока еще ополчение находилось в пределах Б., некоторые из них лживо принимали христианство, но едва только оно ушло, как язычество по-прежнему стало господствующей религией. Никлот по-прежнему продолжал свои завоевания; после 1147 г. ему удалось подчинить себе славянские племена кишан (или хижан) и чрезпенян. В 1160 г., наконец, его могуществу наносят сильный удар Генрих Саксонский и датчане; отступая перед сильным их ополчением в глубь страны и сжигая на пути свои крепости, он доходит до земли хижан и здесь погибает. Сыновья его — Прибислав и Вартислав — скоро были побеждены; вся бодричская земля была разделена между вассалами Генриха, при этом Прибиславу была дана земля чрезпенян (Вартислав погиб в начале борьбы). Таким-то образом окончилось существование Бодричского союза, Бодричского княжества, после упорной и продолжительной борьбы с немцами.
Хотя Прибиславу, вассалу герцога саксонского, и удается восстановить некоторые города Б. и около них соединить рассеянных славян, но это новое княжество называется уже не Бодричским, а Славянским или Мекленбург-Хижанским. По смерти Прибислава здесь началась внутренняя борьба: сначала спорили Генрих Борвик и Никлот Вартиславич, а затем после продолжительного мира — 4 сына Генриха Борвика. В 1231 г. закончилась их борьба, и все княжество разделилось на 4 части: 1) Мекленбургская с землями и городами Дарчово, Ключ, Брежко, Хотебузь, Мекленбург, Весмир и др. (собств. земля бодричей); 2) Розтоцкая (на С.В.) — Розтоки, Марлав, Добряны и др. (з. хижан); 3) Верельская (на Ю.В.) — Верлье, Густров, Пенцлин, Малахов и др. (з. чрезпенян, доленчан, моричан — входящих в состав Лютичского союза); и 4) Пархимская, или Рихенбергская (на юге) — гг. Пархимь, Плавы и др. (з. варнов).
В XIV в. мекленбургские князья присоединили к своим владениям земли Ростоцкую и Пархимскую, а в пол. XV в. и Верельскую. Таким образом Никлотовичи соединили в своих руках все земли древних полабцев, бодричей, варнов, хижан, чрезпенян, домочан и морочан. Обширное это княжество приняло название Мекленбургского; и Никлотовичи, давно уже онемеченные, царствуют и до сих пор, разделенные на две линии: Мекленбург-Шверинскую (Зверинскую) и Мекленбург-Стрелицкую. Ср. Гильфердинг, "История прибалтийских славян"; Павинский, "Полабские славяне" (СПб., 1871); Лебедев, "Последняя борьба балтийских славян против онемечения" (СПб., 1876), и Первольф, "Германизация балтийских славян" (СПб., 1876).
В. Р.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025