Определение слова «адонис»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
адонис м.
1. Однолетнее или многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с крупными жёлтыми цветами.
2. Настой из цветов и листьев горицвета — одного из видов такого растения, применяемый для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.
2.
Адонис, Адонис м.
1. Бог растительности и плодородия (в древнегреческой и древнеримской мифологии).
2. Финикийский бог умирающей и воскресающей растительности (умерший, а затем воскресший — что явилось одним из источников евангельского мифа о Христе).
3. Употребляется как поэтический символ красивого молодого человека.

Большой энциклопедический словарь:

АДОНИС — род одно- или многолетних трав семейства лютиковых. Св. 20 видов, в умеренном поясе Евразии и в Сев. Африке; растут по сухим открытым местам. Адонис весенний (горицвет) содержит сердечные гликозиды и используется в медицине. Многие виды ядовиты.
АДОНИС — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Соответствует вавилонскому Таммузу. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.
АДОНИС — малая планета поперечником ок. 1 км, открыта Э. Дельпортом (Бельгия, 1936); обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите с периодом 2,76 года. Расстояние Адониса от Солнца изменяется от 0,44 до 3,50 а. е. Может сближаться с Землей на расстояние до 2 млн. км.

Биологический энциклопедический словарь:

(Adonis), род растений сем. лютиковых. Многолетние или однолетние травы с рассечёнными на узкие сегменты листьями. Цветки одиночные, крупные, правильные, жёлтые или красные. Плод — многоорешек. Св. 20 видов, в умеренном поясе Евразии и в Сев. Африке, растут по сухим открытым местам; в СССР — 17 видов, преим. в юж. р-нах. В степных и лесостепных р-нах Европ. части, в Сибири, на Кавказе встречается А. весенний, или горицвет весенний (A. vernalisy, цветёт весной, опыляется пчёлами и шмелями, возможно самоопыление; плоды разносят муравьи. Лекарственное (трава содержит сердечные гликозиды) и декор, растение. В связи с неправильным сбором сырья запасы этого и ряда др. видов истощаются. А. золотистый (A. chrysocyatha) — в Красной книге СССР.

Биология современная энцикопедия:

адонис
Род растений семейства лютиковых. 20 видов. Большинство известны как горицвет.

Толковый словарь Даля:

АДОНИС м. растение стародубка, из сем. лютиковых, Adonis. Адонический стих, состоящий из дактиля и спондея: -EE-E, напр. полная воля; грешная доля.

Большой словарь иностранных слов:

[от соб. гр.] – 1) один из дохристианских образов Христа; финикийский бог, который согласно мифу после мучительной смерти воскрес и вознёсся на небо; поклонение Адонису было широко распространено в Греции, а затем в Риме; Адониса представляли в виде прекрасного юноши, возлюбленного богини любви (Афродиты); 2) * красавец-юноша; 3) горицвет; растение семейства лютиковых; применяется как сердечное средство

Советская историческая энциклопедия:

(греч. Adonis, от финик. Адон — господин) — греч. назв. финикийского божества растительности и плодородия, соответствующего вавилон. Таммузу. Культ А. известен со 2-го тыс. до н. э., а с нач. 1-го тыс. распространялся по финик. колониям в Средиземноморье и затем проник в Грецию (в греч. мифологии А. — возлюбленный Афродиты). Культ А. оказал влияние на христианство (миф о страждущем боге).
=====
Лит.: Baudissin W. W.,Adonis und Esmun,Lpz.,19U.

Толковый словарь Кузнецова:

адонис
АДОНИС -а; м.
1. [с прописной буквы] В финикийской, древнегреческой и римской мифологии: бог растительности и плодородия (прекрасный юноша, возлюбленный Афродиты, превращённый ею в цветок после его гибели на охоте).
2. Род травянистых растений с крупными желтыми цветками сем. лютиковых, один из видов которого (горицвет) используется в медицине. А. весенний (=горицвет). // Водный настой цветов и листьев этого растения (применяется для лечения сердечно-сосудистых заболеваний).

Мифологическая энциклопедия:

(, финик. dn «адон», «господь», «владыка»)
в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. — сын феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты — А. (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Westerm.), A.- жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Аф-родиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй — радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» — символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А„ а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.Лит.: Frazer J. G„ Adonis, Attis. Osiris, L. — N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gtter, Lpz., 1923; Reiner E„ Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. — В., 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonieinysteries. Brux., 1954. А. А. Тахо-Годи.
Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы «А. и Венера» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и А.» У. Шекспира; «А.» Дж. Марино; «А.» Ж. Лафонтена и др.).А. — один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и А.», «Гибель А.», «Венера оплакивает А.». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и А.» А. Кановы; «А.» Б. Торвальдсена; «Умирающий А.» О. Родена и др.).В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лег в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны — «Цепь А.» Д. Маццокки; «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. на Кипре» Дж. Легренци; «Влюбленный А.» Р. Кайзера и др.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
адонис, -а (бот.)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

анемон
бабочка
бог
горицвет
красавец
планета
растение
таммуз
цветок
черногорка

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru